Энциклопедия вирусных инфекций

Счастливый стакан Игра «Налей воды в стакан»

Вредно ли пить безалкогольное пиво Выводы проведенных тестирований

Утка с яблоками и апельсинами в духовке

Сеголен Руаяль: фото, биография, личная жизнь, дети Метрессы президента Олланда и разброд в социалистической партии

Блюда из мяса. Мясо и мясные продукты. основным сырьем для мясной промышленности, являются сельскохозяйственные животные (убойный скот) и домашняя птица. Презентация интересные факты о мясе

Почему на Пасху говорят "Христос воскрес?

История государства израиль Иерусалим и Старый город, оказалась аннексированной Иорданией

Прививка акдс или пентаксим: отличия, что лучше Прививка акдс альтернатива

Автоматическое определение движка форума

Китайская методика познания себя «9 звезд»: узнай правду о своей судьбе!

Баня в мешке с березовыми листьями

Происхождение слова «сура»

О первых днях после зачатия: что происходит в организме женщины в самом начале беременности?

Готовый бизнес-план: магазин разливных напитков

Солодка, лечение солодкой, лечение корнем солодки Корень солодки сбор осень

Факторы влияющие на закладку и минерализацию зубов в эмбриональном и постэмбриональном периодах. Факторы, влияющие на формирование и минерализацию твердых тканей зубов в антенатальном периоде Слюнные железы

Изучение прорезывания постоянных зубов на современном этапе приобрело особую значимость в связи с воздействием на растущий организм все большего количества неблагоприятных факторов внешней среды. Прорезывание зубов показывает необходимость обратить внимание на изучение влияния на этот процесс многих факторов самых разнообразных факторов.

В последнее десятилетие изучение прорезывания постоянных зубов приобрело особую значимость в связи с воздействием на растущий организм все большего количества неблагоприятных факторов внешней среды. Причем, в литературе имеются данные о прорезывании постоянных зубов в различных регионах России, отличающихся различным климатом и экологией, а также в группах детей, имеющих различные условия быта и питания . Многие авторы обращают внимание на актуальность изучения процессов изменчивости зубочелюстной системы в зависимости от пола, этноса, региона проживания и антропометрических характеристик человека, так как эти процессы раскрывают направление эволюции в онтогенезе современного человека.

Влияние на прорезывание зубов оказывают различные внешние и внутренние факторы: наследственность, особенности индивидуального развития, общесоматическая патология, социальные факторы, местные факторы.

Так, отвечающие за процесс прорезывания гены могут быть различными — одни через эндокринную систему определяют скорость роста всего организма, другие обуславливают локализованные градиенты роста, которые устанавливают порядок прорезывания зубов и появление центров окостенения в запястьях. По скелетной зрелости, как и по критериям процесса прорезывания, девочки в среднем опережают мальчиков в течение всего периода роста, начиная с момента рождения и до взрослого состояния. Отставание мальчиков, прежде всего, связано с действием генов Y- хромосомы, так как все известные специфические мужские гормоны оказывают ускоряющее, а не тормозящее влияние на созревание кости . Различные авторы указывают, что решающую роль в процессе прорезывания зубов играют факторы среды .

Особенности индивидуального развития также связаны с процессом прорезывания зубов. Физическое развитие — состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития. В виду значительных индивидуальных различий была введена временная характеристика, отражающая темпы индивидуального роста, развития, созревания и старения организма: биологический возраст . Такие показатели, как степень полового созревания, размеры тела, число постоянных зубов, возрастные изменения физиологических и биохимических показателей, «костный возраст» взаимосвязаны, так как отражают единый и многосторонний процесс роста и соматического развития . В связи с тем, что закладка зубов происходит еще во внутриутробном периоде, критерии оценки зубного возраста менее зависимы от влияния среды, чем показатели костного возраста, и поэтому более четко характеризуют биологический возраст. Наибольшая информативность для определения последнего принадлежит первым молярам и центральным резцам. Конституция человека отражает не только морфологические особенности организма, но и его функциональное состояние. Так, выявлена взаимосвязь между типом гемодинамики и конституциональным типом, а также характером реагирования сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки аэробного типа и связь с физиологическими показателями системы внешнего дыхания .Помимо параметров физического развития и конституции ребенка прослежена взаимосвязь прорезывания зубов с другими антропометрическими параметрами, в частности, размерами лицевого скелета. Показано, что изменение лица тесно связано с появлением зубов . Формирование нижней челюсти и увеличение ее размеров идет до 25 лет параллельно с развитием и прорезыванием зубов. Угловая ширина, проекционная длина, высота тела и ветви нижней челюсти увеличиваются особенно интенсивно в период прорезывания молочных зубов, смены прикуса и в период прорезывания третьих постоянных моляров .

Для нормального формирования зубочелюстной системы имеют значение перенесенные и сопутствующие заболевания во время минерализации, формирования и прорезывания зубов . Особая роль принадлежит эндокринной системе и, в первую очередь, деятельности щитовидной железы. Например, у детей с гипофункцией железы прорезывание зубов запаздывает, при гиперфункции — ускоряется. При заболевании церебрально-гипофизарным нанизмом, болезнью Иценко-Кушинга и при опухолях коры надпочечников может изменяться последовательность и парность прорезывания зубов, происходит задержка рассасывания корней молочных зубов, изменение сроков формирования корней постоянных зубов . К этиологии запоздалого прорезывания относят также рахит, особенно его тяжелые формы, что проявляется длительными перерывами между появлением зубов разных классов, нарушением последовательности, симметричности прорезывания зубов. Клинические исследования свидетельствуют о существенном влиянии состоянии здоровья и перенесенных болезней на процесс прорезывания. Так, имеется соответствующая связь с витаминной недостаточностью, туберкулезной интоксикацией, экссудативным диатезом, заболеваниями толстого кишечника и желудка .

Процесс прорезывания зубов может зависеть от ряда местных факторов, например, от глубины залегания зачатков зубов в толще кости, от наличия различных видов зубочелюстных аномалий. Наблюдалось, что резцы и первые моляры раньше прорезываются у детей с аномалиями прикуса, а клыки, премоляры и вторые моляры раньше прорезываются у детей без зубочелюстных аномалий. Показана взаимосвязь прорезывания зубов с глубиной преддверия полости рта: у детей с мелким преддверием среднее количество прорезавшихся постоянных нижних резцов выше, чем у детей с преддверием физиологической глубины. Важно влияние кариеса временных зубов и его осложнений на зачатки постоянных зубов . Эти патологические факторы особенно актуальны в отношении смены временных моляров на премоляры, так как они чаще других временных зубов подвержены поражению кариесом, дольше сохраняются в челюсти, а их корни топографически ближе к зачаткам постоянных премоляров. По мнению одних авторов, прорезывание постоянных зубов происходит на месте нелеченых и депульпированных временных зубов, что объясняется ускоренным рассасыванием корней с некротизированной пульпой и облегчающим действием дестуктивных изменений периапикальных структур на продвижение зачатков зубов к альвеолярному краю. По мнению других исследователей, раньше сменяются интактные зубы, вследствие энергичного участия живой пульпы и резорбции корней.

Значение региональных факторов, а точнее климатогеографического, этнического, алиментарного и экологического, также подчеркнуто многими исследователями . Так, отмечены колебания в сроках прорезывания постоянных зубов в различных климатогеографических районах стран бывшего СССР.

Существенна корреляция между ростом и среднегодовой температурой установлена для различных районов земного шара. С другой стороны, в прорезывании зубов выявлены также значительные межгрупповые различия в зависимости от этнических особенностей. Например, сроки прорезывания различны у русских и киргизских детей, у русских и казахов, белых американцев и европейцев, детей Ганы и белых европейцев. Из отрицательных факторов экологической обстановки, изменяющих прорезывание зубов, выделены близость ядерного полигона и загрязнение среды фторидами.

Роль сбалансированного питания, в частности его влияние на белковый и минеральный обмен, также играет роль в развитии зубочелюстного аппарата. При неполноценном питании прорезывание зубов задерживается и нарушается очередность их прорезывания.

Из группы внешних факторов значительное влияние на темпы роста и развития оказывает социальная среда, опережая географические факторы . В данном случае учитываются профессия или доход отца, величина семьи, тип населенного пункта, жизненный уровень населения, жилищные условия, доля расходов на ребенка в семейном бюджете. Дети из социально благополучных семей развиваются по всем параметрам быстрее; соответственно раньше происходит смена зубов, чем у детей из среднеобеспеченных или малообеспеченных слоев. Также доказаны различия в динамике и других показателях прорезывания зубов в зависимости от типа населенного пункта — дети, проживающие в городах, опережают своих сельских сверстников по показателям прорезывания.

Таким образом, многофакторность процесса прорезывания зубов показывает необходимость обратить более пристальное внимание на изучение влияния на этот процесс многих факторов, что может быть интересно не только для исследователей, но и для практикующих детских стоматологов и ортодонтов.

М.С. Кочетова

Саратовский государственный медицинский университет

Кочетова М.С. — Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

Литература:

1. Филиппова Г.П. О сроках прорезывания постоянных зубов у дошкольников республики Саха // Акт. вопр. педиатрии и детской стоматологии на Европейском Севере. Мат. конф., посвящ. памяти П.Т. Выжляцова. — Архангельск. — 1999. — С. 99-100.

2. Гемонов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов. Учебное пособие. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ. — 2002. — С.54-55.

3. Харрисон Д., Уайнер Д., Тэйнер Д., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. — М.: Мир. — 1979. — 611 с.

4. Травицкая М.Н., Николаева Л.А. Эндогенные и экзогенные влияния в прорезывании постоянных зубов // В кн.: Морфо-функциональные особенности растущего организма. — М. — 1974. — С.126-129.

5. Баранов А.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге (руководство для врачей) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма. — М., 1999.

6. Койносов А.П. Соматотипологические и дерматоглифические признаки конституции во взаимосвязи с вариантами индивидуального развития человека: автореф. дисс….канд. мед. наук / Тюмень, 2004. — 22 с.

7. Андронеску А. Анатомия ребенка. — Бухарест: Меридиан. — 1970.- 363с.

8. Виноградова Т.Ф. Клиника, диагностика и лечение заболеваний зубов у детей. — М. — 1968. — 230 с.

9. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропологии. — М.: Медицина, 1967. — 321 с.

10. Данилкович Н М. Сроки прорезывания и диагностическая значимость отдельных классов постоянных зубов при оценке возраста детей // В кн.: Морфогенез клетки, тканей и организма. — Вильнюс. — 1980. — С.46-47.

11. Калвелис Д.А. Ортодонтия. Зубочелюстные аномалии в клинике и эксперименте. — Л.: Медицина. — 1964. — 238 с.

12. Камалян К.Р. О методике массового обследования прорезывания зубов // Экспериментальная и клиническая медицина. — 1989. — Т.29. — №5 — С.485-486.

13. Максимова Т.М., Добчиков С.Б.Особенности умственного развития в группах детей, отличающихся по физическому состоянию// Материалы 4 конгресса педиатров России. — М. — 1998. — С.28.

14. Белугина Л.Б. Прорезывание постоянных зубов у детей г. Саратова и его корреляция с антропометрическими данными и экосоциальными условиями// автореф. дисс… канд. мед. наук / Саратов, 2004. -21с.

15. Справочник по детской стоматологии. / Под ред. A.C. Cameron, R.P. Widmer; Перевод с англ. Под ред Т.Ф. Виноградовой, Н.В. Гинали, О.З. Топольницкого. — М.: МЕДпресс-информ, 2003. — С.266-267, 284-285.

Питание является основой жизни, главным фактором, определяющим здоровье, долголетие и работоспособность человека. При любых нарушениях питания резко снижается способность противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды, стрессам, повышенным умственным и физическим нагрузкам. При этом формируется состояние, которое директор «НИИ питания» РАМН академик В.А. Тутельян определяет как «маладаптация» (недостаточная адаптация). Сегодня, по мнению многих исследователей, этому состоянию подвержено более 50% населения нашей страны.

Важно понимать, что именно питание обеспечивает процессы роста и развития человека, его физическую и умственную активность, настроение и, в конечном счете, качество жизни. Этого невозможно достичь, игнорируя основные законы здорового, правильного, рационального и безопасного питания. По энергетической ценности, набору используемых в суточном рационе продуктов и поступающих из этого набора в организм пищевых и биологически активных веществ, питание должно соответствовать возрасту, полу, профессиональной деятельности, общему состоянию здоровья человека и даже климатогеографической зоне, в которой он проживает.

На систему питания влияют три основных, совершенно равнозначных между собой по важности фактора:

1. экономические возможности человека, семьи, его способность приобретать конкретные пищевые продукты в необходимом наборе и количестве;

2. наличие на потребительском рынке широкого ассортимента свежих, высококачественных, безопасных для здоровья человека пищевых продуктов;

3. уровень знаний человека о свойствах и составе основных пищевых групп продуктов (мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты и др.), рациональных способах их обработки, приготовления, хранения, употребления и т.д.

Достаточный уровень знаний и общая грамотность в вопросах рационального питания позволяет если не исключить, то значительно ослабить потенциальное отрицательное влияние на состояние здоровья людей первого фактора: правильный подбор продуктов, составление сбалансированного рациона позволяет каждому человеку, даже при условии его ограниченных финансовых возможностях, обеспечить здоровое, рациональное питание, придерживаться исполнения основных его правил. Нарушать их природа не позволяет никому: ни бедным, ни богатым, ни детям, ни взрослому населению.

Сегодня медики и диетологи с полным правом утверждают, что не обязательно быть богатым, чтобы быть здоровым. Именно поэтому каждому человеку так важно быть ориентированным в вопросах гигиены питания, к которым относятся знание состава пищевых продуктов , основных правил их обработки, хранения, приготовления, совмещения друг с другом, правилах распределения приема пищи по ее калорийности в течение суток, режиме питания и др.

В нашем организме все подчинено строгой регуляции, именно поэтому существующие нормы физиологической потребности организма в энергии, пищевых и биологически активных веществах должны соблюдаться. Нарушение одного из звеньев этой регуляции может приводить к серьезнейшим заболеваниям и даже смерти – в случае хронических дефицитов в суточном рационе человека белка , определенных видов жиров или углеводов , витаминов и других пищевых компонентов.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что на сегодняшний день уровень таких знаний у россиян – один из самых низких в мировом рейтинге. В экономически развитых странах Европы и в США ситуация иная: сегодня богатое, образованное население этих стран питается гораздо скромнее и проще, по сравнению с малообразованной частью населения, и чем выше образовательный уровень человека, тем более рационально, научно обоснованно он питается. Основу его рациона при этом составляют полезные, в наибольшей степени натуральные продукты. Поэтому у этой группы населения существенно реже встречается избыточный вес или другие нарушения здоровья, связанные с неправильным питанием. Образованные люди в этих странах непрерывно пополняют свои знания в вопросах здорового питания, постоянно прислушиваются к советам врачей и диетологов. В результате усилий правительств, в этих странах действуют специальные образовательные программы, через массовую реализацию которых обеспечиваются условия для формирования у каждого члена общества культа здорового образа жизни. У нас же, высокий образовательный уровень и большой заработок, напротив, породил множество «пузатых» молодых, и не очень молодых людей. Отсутствие знаний о правильном питании в сочетании с практически полным отсутствием физических нагрузок приводят к избыточному весу, диабету, гипертонической болезни, атеросклерозу, инсультам – все это болезни современной цивилизации.

Лекция №3

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И МИНЕРАЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ

1. Анатомо - физиологические особенности детского организма. Периоды детского возраста.

2. Развитие зубов.

3. Первичная минерализация твердых тканей зубов.

4. Механизм прорезывания зубов. Сроки прорезывания временных и

Постоянных зубов.

5. Рост, развитие и формирование корня зуба и тканей пародонта.

6. Вторичная минерализация твердых тканей зубов.

Анатомо-физиологические особенности детского организма

Развитие тканей и совершенствование функций отдельных органов и всего оранизм в целом являются процессами, которые принципиально отличают детский организм от взрослого.

Соответственно характеру и интенсивности изменений, происходящих в организме, принято различать следующие периоды развития ребенка:

1) внутриутробный (антенатальный) развитие-280 дней (10 лунных

месяцев);

2) новорожденности - около 3-3,5 недель;

3) грудной - до 1 года;

4) ясельный - от 1 до 3 лет;

5) дошкольный - от 3 до 6 лет;

6) школьный - от 6 до 17 лет, в этом периоде выделяют:

Младший школьный - от 6 до 12 лет;

Старший школьный - от 12 до 17 лет.

Внутриутробный период развития. Развитие челюстно-лицевой

Период внутриоутробного развития является важнейшим, ответственным и наиболее уязвимой фазе развития плода.

Все аномалии, в целом характеризуются отклонениями от нормального развития лица, челюстей и зубов в процессе эмбриогенеза, начинаются в основном на ранних стадиях и имеют первоначальный характер. Нарушение структуры, формы и размеров, которые возникают при дальнейшем росте и развитии зубочелюстной системы имеют производный, вторичный характер.

Развитие зубов

Развитие зубов длится два основных периода - внутричелюстной (до прорезывания зуба) и винутриротовой (после прорезывания). Выделяют основные этапы развития зубов человека, которые плавно переходят друг в друга и не могут буги четко отграниченными:

1) закладка зубной пластины с последующим образованием зубных зачатков, происходит в период внутриутробного развития. Формирование зубных зачатков может происходить как в антенатальный, так и в постнатальный периоды развития человека. всегда внутричелюстного.

2) дифференциация тканей;

3) гистогенез;

4) первичная (внутричелюстная) минерализация.

5) прорезывания зуба;

6) рост, развитие и формирование корней и тканей пародонта, с которыми одновременно активизируются процессы вторичной минерализации твердых тканей зубов. 7) стабилизация (функционирования). Продолжительность этого периода для каждой группы как временных, так и постоянных зубов является индивидуальной.

8) резорбция (рассасывание) корней.

Закладка и образование зубного зачатка

Наб-7-й неделе внутриутробного развития вдоль верхнего и нижнего краев первичной ротовой полости (в области будущих зубных дуг верхней и нижней челюстей) происходит утолщение многослойного плоского эпителия, который врастает в пидлежащую мезенхиму, создавая зубную пластинку.

Зубная пластина прорастает в глубину, принимает вертикальное положение и разделяется на вестибулярную и язычную. Эпителий присинковой части зубной пластины сначала активно разрастается, утолщается, позднее-часть его клеток дегенерирует, формируя щель - преддверие ротовой полости, который отделяет губы и щеки от десневой дуги. Эпителий языковой части зубной пластины, погружаясь в мезенхиму, дает начало всем временным и постоянным зубам (рис. 2).

Рис.2 Ранняя стадия развития зуба: 1 - эпителий слизистой оболочки полости рта, 2 - шейка эмалевого органа; 3 - внешний эмалевый эпителий; 4-пульпа эмалевого органа; 5 - внутренний эмалевый эпителий; 6 - зубной сосочек; 7 - зубной мешочек; 8 - трабекулы новообразованной кости; 9 - мезенхима.

Сначала эпителий пролиферирует в виде почек, которые трансформируются в колбообразные разрастания, которые позднее приобретают вид колпачков, формируя эмалевый орган. В эмалевом органе зубного зачатка, образованного двумя утолщенными слоями многослойного эпителия, между клетками в центральной части эмалевого органа продуцируется белковая жидкость, постепенно разграничивает эти слои на внешний и внутренний, между которыми формируется пульпа эмалевого органа.

В результате дифференциации клетки эмалевого органа, которые сначала были одинаковые по морфологии, приобретают разную форму, функцию и назначение. Эпителий, прилегающей к мезенхимы зубного сосочка, это высокие клетки цилиндрической или призматической формы, в цитоплазме которых накапливается повышенное содержание гликогена. В дальнейшем из этих клеток образуются енамелобласты (амелобласты, адамантобласты)-клетки, продуцирующие органический матрикс эмали зуба.

Так эмалевый орган дает начало эмали зуба и кутикуле, которая принимает непосредственное участие в формировании зубо-десневого прикрепления. Функцией эмалевого органа является также то, что он придает коронковой части зуба определенной формы и индуцирует процессы дентиногенеза.

Одновременно под вогнутой частью эмалевого органа, под внутренним слоем его эпителия, интенсивно агрегируются мезенхимальные клетки, составляющие зубной сосочек. Он дает начало формированию дентина и пульпы зуба. Мезенхима, окружающая каждый эмалевый орган и зубной сосочек, уплотняется и формирует зубной мешочек, из которого формируются цемент и псриодонт.

Таким образом, в результате трансформации эпителиальной и мезенхимальной ткани, которая наиболее интенсивно происходит в периоды закладки, дифференциации, гистогенеза формируется зубной зачаток (рис. 3).

Рис.3. Ранняя стадия развития зуба (зубной зачаток): 1 - эпителий слизистой оболочки ротовой полости; 2-енамелобласты; 3-эмаль; 4-дентин, 5 - предентин; 6 - дентинобласты; 7 - зубная пластинка и закладка постоянного зуба; 8 - пульпа зуба, 9 - остаток эмалевого органа, 10 - костные трабекулы; 11 - мезенхима.

Формирование зачатков всех временных зубов происходит в антенатальном периоде развития, начиная с 6-7 недель эмбриогенеза. Формирование зачатков постоянних зубов происходит в следующей последовательности: зубные зачатки первых постоянных моляров и центральных резцов начинают формироваться на 5 и соответственно 8 месяца внутриутробного периода развития. В первые полгода жизни ребенка происходит развитие зубных зачатков постоянных латеральных резцов. Во второй половине 1 года жизни и в первой половине 2 года жизни ребенка происходит развитие зубных зачатков первые премоляры. В конце 2 года жизни ребенка формируются зубные зачатки вторые премоляры, на 3 году-вторых постоянных моляров и клыков. Формирование зубных зачатков третьего постоянных моляров (зубов "Мудрости") происходит в возрасте до 5 лет. К этому периоду развития ребенка в костной ткани челюстей еще сохраняются остатки эмбриональных тканей - эпителиальной и мезенхимальной, которые способны к дифференциации и инициируют гистогенез.

Первичная минерализация твердых тканей зубов

Синтез органического матрикса твердых тканей зуба инициирует их первичную минерализацию. Сроки начала первичной минерализации временных зубов отражены в табл. 1.

Первичная минерализация твердых тканей зуба происходит в внутричелюстном периоде его развития очень интенсивно. Она всегда начинается с режущего края резцов и клыков, а также из бугорков жевательных зубов и продолжается на всю длину коронки зуба. Расположенный под эмалью дентин сначала структурируется органическими веществами, позднее приобретает признаки минерализации. Период первичной минерализации твердых тканей зубов длится разное время. Активнее первичная минерализация происходит во временных зубах, а именно, в центральных и латеральных резцах обеих челюстей (6-8 мес).

Рис. 4. Строение енамелобласта (А Хэм, Д. Кормак, 1983): 1 - матрикс эмали, 2 - отросток Томса 3 - секреторные гранулы; 4-апикальные запирающие пластинка; 5-комплекс Гольджи; 6 - гранулярная эндоплазматическая сеть, 7 - ядро, 8 -митохондрии; 9-базальная запирающие пластинка

Рис. 5. Строение дентинобласта (А Хэм, Д. Кормак, 1983): 1-дентин; 2-зонаминерализации; 3-отросток Томса, 4 - предентин; 5-замикашигшастинка; 6-гранулярная эндоплазматическая сеть, 7 - комплекс Гольджи; 8-ядро.

Молодая эмаль зуба, который еще не прорезался, по химическому составу аналогична зрелой эмали. На 65% она состоит из воды, содержание органических веществ составляет 20%, минеральных веществ - менее 15% (так называемая мягкая эмаль). Качество процессов первичной и вторичной минерализации твердых тканей зуба формирует в будущем его кариесрезистетиисть. После внутричелюстной минерализации коронковой части зачатка зуба он прорезывается.

^ Механизмы прорезывания зубов. Сроки прорезывания

Прорезывания зуба - это сложный физиологический процесс, механизм которого изучен недостаточно. Доказано влияние на процессы прорезывания зубов эндокринной и нервной систем, заболеваний, нарушений обменного характера, заболеваний опорно-двигательной системы, гиповитаминозов, гиповитаминоза витамина Б, диспепсий, инфекционных заболеваний, интоксикаций, наследственного фактора

Правильность прорезывания зубов служит критерием общего состояния. Признаками физиологического прорезывания зубов это их прорезывания в определенные сроки, в определенной последовательности, парами, симетрично. Прорезыванием зуба заканчивается внутришньощелеповий (фолликулярный) период его развития.

Во время прорезывания зубов происходит определенные изменения в тканях, окружающих зуб. Десневой валик становится отечным и мягким, на нем появляются небольшие возвышения - зубные бугорки, покрытые слизистой оболочкой. Соединительная ткань десны, что лежит на пути перемещения зуба, который прорезывается, постепенно сжимается и атрофируется. Редуцирован эмалевый эпителий, покрывающий коронку зуба, контактирует с эпителием десен, прорывая его над верхушкой коронки, и она прорезывается в ротовую полость.

Во время прорезывания в области шейки зуба по краю десен эпителий ротовой и полости срастается с кутикулой эмали, образуя эпителиальное прикрепления в виде щелевидной углубление-физиологической зубодесневой бороздки. От плотности зубодесневого соединения зависит нормальное состояние и десен, и периодонта (А. И. Дельцов
а и пел., 2002), см.. Рис.. 6.

Рис. 6. Соединение редуцированного эмалевого эпителия с эпителием ротовой полости. Образования эпителиального прикрепления

1 - эпителий ротовой полости; 2-редуцированный эпителий эмалевого органа; С - эмаль зуба, 4 - дентин зуба, 5 - место соединения эмалевого и десневого эпителия.

После прорезывания коронка зуба покрыта кутикулой. Редуцирован эмалевый эпителий покрывает участки коронки, которые еще не прорезались. Кутикула - это остаток внешнего слоя эпителия эмалевого органа, тонкая бесструктурная пленка, которая соединена с мембраной эмалевых призм. Кутикула зуба быстро стирается, сохраняясь определенное время только на контактных поверхностях коронок зубов.

Клинически процесс прорезывания зубов сопровождается неприятными ощущениями у ребенка, вследствие чего она становится беспокойным, все тянет в рот, обладает повышенной саливацию. Местно проявляются все признаки воспалительной реакции. Возможно повышение температуры тела ребенка, диспептиични расстройства. Во время прорезывания зуба практически не контактирует с соединительной тканью собственной пластинки слизистой оболочки, не разрушает ее структуры, в частности, кровеносных сосудов. Именно поэтому процесс прорезывания зуба не сопровождается кровоточивостью.

На современном этапе ученые считают, что при прорезывании зубов происходит сочетание действия нескольких механизмов под воздействием нейрогуморальной системы-рост корня, формирование лунки, построение микроциркуляторного русла пульпы, формирования связочного аппарата периодонта, влияние соматотропного гормона.

^ Рост, развитие и формирование корня (а) зуба и тканей пародонта

До начала прорезывания зуба завершается внутричелюстие развитие коронки зуба и начинается формирование его корня. Этот физиологический процесс активно происходит и во время прорезывания зуба, а наиболее активно - после его прорезывания.

В процессе образования корня зуба развивается цемент. Образование цемента начинается в постэмбриональном периоде непосредственно перед прорезыванием зуба и происходит по типу периостального остеогенеза. Цемент по своей структуре подобен грубоволокнистой кости. Цеменгобласты же по строению практически не отличаются от остеобластов. Они образуют коллагеновые волокна и основное вещество, минерализируется с образованием кристаллов гидроксиапатита. После развития клетками вещества цеменгобласты превращаются в цементоциты, тела которых локализуются в лакунах, а отростки - в канальцах.

^ Пульпа зуба развивается из мезенхимы зубного сосочка. Этот процесс начинается с его верхушки, где сначала появляются денгинобласты. Одновременно начинается дифференциация мезенхимальных клеток в центральной части зубного сосочка. Они увеличиваются в размерах, отодвигаются друг от друга. Постепенно мезенхима центральных отделов превращается в рыхлую соединительную ткань, богатую фибробласты, макрофаги (гистиогтиты) и другие пульпоциты. С развитием зубного зачатка процесс дифференциации мезенхимы зубного сосочка и превращение ее в рыхлую соединительную ткань и расширяеться от его верхушки к основанию. Вместе эта соединительная ткань прорастает кровеносными сосудами и нервами.

^ Образования периодонта происходит из мезенхимы зубного мешочка одновременно с образованием корня зуба После образования цемента из мезенхимальных клеток внутреннего слоя зубного мешочка, остальные клеток, содержащихся в наружном слое дают начало плотной соединительной ткани периодонта Пучки коллагеновых волокон периодонта (перицемента) одним концом заделываются в основное вещество цемента, другим переходят к основному веществу альвеолярной кости. Благодаря этому корни плотно прикрепляется к стенке костной лунки.

Рост, развитие, формирование корня зуба и тканей пародонта после прорезывания в среднем составляет для временных зубов 1,5-2 года для и посгийних - 3-5 лет.

Рост, развитие и формирование корней имеет три стадии:

1) незавершенного роста корня - "раструба";

2) несформированной верхушки корня;

3) незакрытой верхушки корня (рис. 7).

Рис. 7. Схематическое изображение формирования корня зуба: 1 - стадия незавершенного роста корня - "раструба", 2 - несформированной верхушки корня, 3 - незакрытой верхушки корня.

На первой стадии незавершенного роста корня - "раструба" длина корня соответствует длине коронки, что примерно составляет 1 / 2 его будущей длины. Стенки корня тонкие и расширены с внутрииигнього стороны (со стороны пульпы), в направлении от анатомической шейки зуба к верхушке корня.ростков зона массивная и четко ограничена кортикальной пластинкой лунки.

Для второй стадии-несформированной верхушки корня характерно, что стенки корня тонкие, размещенны параллельно друг другу, корневой канал широкий, расширяется к верхушке и переходит в ростковую зону, которая рентгенологически представлена ​​разрежением костной ткани с четким ограничением по периферии кортикальной пластинкой альвеолы.

В третьей стадии - незакрытой верхушки корня стенки канала сформированы, у апикального отверстия канал сужается, апикальное отверстие широкое ростковая зона возле верхушки отсутствует, на месте ростковом зоны периодонтальная щель несколько расширена.

^ Вторичная минерализация твердых тканей зубов

После прорезывания зуба одновременно с внутричелюстним развитием насгупает этап его внутриротового созревания - вторичная минерализация. Источником поступления к тканям зубов и челюстей всех необходимых органических и минеральных компонентов кроме кровеносного русла, становится и ротовая жидкость (слюна),

^ Период функционирования зубов

Рис.8. Стадия сформированных корней. Период стабилизации. функционирования

Период стабилизации - это период развития функционально полноценного временного или постоянного прикуса. В этот период особенно при развитии временного прикуса, есть необходимость достаточного жевательной нагрузки, так как это стимулирует развитие и рост челюстей (а в них зачатков постоянных зубов), развитие и формирование жевательной и мимической мускулатуры, развитие тканей пародонта

Во временном прикусе период стабилизации условно делится на:

Период становления (с 2 до 4 лет);

II-период подготовки к физиологической смены зубов (с 4 до 6 лет). В период подготовки к физиологической смены зубов характерны возникновения диастем и трем между временными зубами, физиологическая стертость жевательных бугорков режущих краев, образование в ретромолярных пространствах площадок Целинского.

В норме в зависимости от группы зубов временного прикуса и сроков физиологической замены зубов, период стабилизации может составлять от 2-4 лет - для резцов, до 6-8 лет - для клыков и вторых молочных моляров.

^ Резорбция корней временных зубов . Основные типы резорбции

Для временных (молочных) зубов характерно еще один, следующий этап развития - резорбция (рассасывание) корней. Этот период развития играет важную роль в физиологической смене прикуса. На этом этапе онтогенеза в костных структурах альвеолярного отростка возникает большое количество клеток осгеокластив, которые трансформироваться из остеобластов и оcтеоцитив.

Рис. 9. Основные типы резорбции корней временных зубов

При отсутствии зубочелюстной аномалий, согласно данным Т.Ф. Виноградовой (1967), различают три основных типа физиологической резорбции корней временных моляров верхней и нижней челюстей (рис. 9).

I-равномерная резорбция всех корней. Она начинается в области верхушек корней, распространяется по вертикали, уменьшая длину корней. При этом явления резорбции в области бифуркации минимальны.

II-асимметричная резорбция корней. При данном типе резорбции "одновременно происходит частичная резорбция в области бифуркации и верхушки одного или двух (в трикореневому зубе) корней, которые расположены ближе к зачатка постоянного зуба

III-резорбция в области бифуркации (трифуркации) корней. При этом типе резорбции после полного рассасывания костной ткани функцию остеокластов берут на себя клетки пульпы временного зуба, в том числе и одонтобласты.

Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Сохраните результат в MS Word формате, делитесь с друзьями , спасибо:)

Категории статей

  • Студентам стоматологических факультетов медицинских универститетов

Сроки закладки и минерализации временных зубов. Факторы, нарушающие формирование зубов

Закладка зачатка

Начало минерализации

Конец минерализации

7-13 неделя

47-20недель

4-5 месяцев

" 7*13 неделя

17-20 недель

4-5 месяцев

7-13 неделя

10-12 месяцев

7-13 ;^|деля

10-12 месяцев

7-13я?яеййг

10-12 месяцев

На закладку и минерализацию зачатков зубов влияют: 1) Во внутриутробном периоде:

I. Состояние здоровья будущей матери

1. Гинекологическая патология будущей матери: фибромиома, хронический аднексит, малые интервалы между родами, многоводие, токсикоз первого триместра, а также повторная угроза прерывания беременности.

2. Перенесённые в первые 12 недель острая респираторная инфекция и другие вирусные заболевания.

3. Нефропатия, ревматизм, бронхолегочная патология, гнойные заболевания (рожа, фурункулез)

II. Действие неблагоприятных факторов в течение беременности:

1. Прием антибиотиков, салицилатов, сульфаниламидов.

2. Недоедание беременной, несбалансированная диета - дефицит белка, минеральных солей, микроэлементов, витаминов.

3. Алкоголизм и курение

4. Стрессовые ситуации у матери в первом триместре

5. Рентгеновское облучение, профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами)

2) После рождения ребенка

1. Неполноценное питание ребенка

3. Эктодермальная ангидротическая дисплазид.

4. Эндокриннаяпатологияснарушением фосфорно-кальциевого обмена

5. Частые инфекционные заболевания

6. Прием антибиотиков

7. Недостаток фтора в питьевой воде

8. Избыток фтора в питьевой воде (флюороз

из указанных факторов действуют постоянно питание,состояниездоровьяидр.), некоторые

Некоторые (неполноценное

эпизодически (инфекционные заболевания, прием лекарств и тд.)

Действие неблагоприятных факторов может отражаться на закладке, формировании и минерализации зубов.

Минерализация зубов начинается с режущего края или бугров и распространяется по боковым граням к шейке зуба.

Таким образом, если неблагоприятные факторы действуют в начале минерализации, то нарушения структуры твердых тканей зубов (чаще гипоплазия эмали) локализуются ближе к режущему краю и буграм, если ближе к концу минерализации, то изменения локализуются ближе к шейке.

Зная сроки закладки и минерализации зачатков зубов (как временных, так и постоянных), можно по локализации гипоплазии эмали зубов судить о том, когда происходило воздействие неблагоприятных факторов. И наоборот, зная, когда такое воздействие наблюдалось, можно прогнозировать нарушения минерализации каких-то зубов.

В последнее десятилетие изучение прорезывания постоянных зубов приобрело особую значимость в связи с воздействием на растущий организм все большего количества неблагоприятных факторов внешней среды. Причем в литературе имеются данные о прорезывании постоянных зубов в различных регионах России, отличающихся различным климатом и экологией, а также в группах детей, имеющих различные условия быта и питания. Многие авторы обращают внимание на актуальность изучения процессов изменчивости зубочелюстной системы в зависимости от пола, этноса, региона проживания и антропометрических характеристик человека, так как эти процессы раскрывают направление эволюции в онтогенезе современного человека.

Влияние на прорезывание зубов оказывают различные внешние и внутренние факторы: наследственность, особенности индивидуального развития, общесоматическая патология, социальные факторы, местные факторы.
Так, отвечающие за процесс прорезывания гены могут быть различными — одни через эндокринную систему определяют скорость роста всего организма, другие обуславливают локализованные градиенты роста, которые устанавливают порядок прорезывания зубов и появление центров окостенения в запястьях. По скелетной зрелости, как и по критериям процесса прорезывания, девочки в среднем опережают мальчиков в течение всего периода роста, начиная с момента рождения и до взрослого состояния. Отставание мальчиков, прежде всего, связано с действием генов Y-хромосомы, так как все известные специфические мужские гормоны оказывают ускоряющее, а не тормозящее влияние на созревание кости. Различные авторы указывают, что решающую роль в процессе прорезывания зубов играют факторы среды.

Особенности индивидуального развития также связаны с процессом прорезывания зубов. Физическое развитие — состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития. В виду значительных индивидуальных различий была введена временная характеристика, отражающая темпы индивидуального роста, развития, созревания и старения организма: биологический возраст. Такие показатели, как степень полового созревания, размеры тела, число постоянных зубов, возрастные изменения физиологических и биохимических показателей, «костный возраст» взаимосвязаны, так как отражают единый и многосторонний процесс роста и соматического развития. В связи с тем, что закладка зубов происходит еще во внутриутробном периоде, критерии оценки зубного возраста менее зависимы от влияния среды, чем показатели костного возраста, и поэтому более четко характеризуют биологический возраст. Наибольшая информативность для определения последнего принадлежит первым молярам и центральным резцам. Конституция человека отражает не только морфологические особенности организма, но и его функциональное состояние. Так, выявлена взаимосвязь между типом гемодинамики и конституциональным типом, а также характером реагирования сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки аэробного типа и связь с физиологическими показателями системы внешнего дыхания. Помимо параметров физического развития и конституции ребенка прослежена взаимосвязь прорезывания зубов с другими антропометрическими параметрами, в частности, размерами лицевого скелета. Показано, что изменение лица тесно связано с появлением зубов.

Формирование нижней челюсти и увеличение ее размеров идет до 25 лет параллельно с развитием и прорезыванием зубов. Угловая ширина, проекционная длина, высота тела и ветви нижней челюсти увеличиваются особенно интенсивно в период прорезывания молочных зубов, смены прикуса и в период прорезывания третьих постоянных моляров.

Для нормального формирования зубочелюстной системы имеют значение перенесенные и сопутствующие заболевания во время минерализации, формирования и прорезывания зубов. Особая роль принадлежит эндокринной системе и в первую очередь деятельности щитовидной железы. Например, у детей с гипофункцией железы прорезывание зубов запаздывает, при гиперфункции — ускоряется. При заболевании церебрально-гипофизарным нанизмом, болезнью Иценко-Кушинга и при опухолях коры надпочечников может изменяться последовательность и парность прорезывания зубов, происходит задержка рассасывания корней молочных зубов, изменение сроков формирования корней постоянных зубов. К этиологии запоздалого прорезывания относят также рахит, особенно его тяжелые формы, что проявляется длительными перерывами между появлением зубов разных классов, нарушением последовательности, симметричности прорезывания зубов. Клинические исследования свидетельствуют о существенном влиянии состоянии здоровья и перенесенных болезней на процесс прорезывания. Так, имеется соответствующая связь с витаминной недостаточностью, туберкулезной интоксикацией, экссудативным диатезом, заболеваниями толстого кишечника и желудка.

Процесс прорезывания зубов может зависеть от ряда местных факторов, например, от глубины залегания зачатков зубов в толще кости, от наличия различных видов зубочелюстных аномалий. Наблюдалось, что резцы и первые моляры раньше прорезываются у детей с аномалиями прикуса, а клыки, премоляры и вторые моляры раньше прорезываются у детей без зубочелюстных аномалий. Показана взаимосвязь прорезывания зубов с глубиной преддверия полости рта: у детей с мелким преддверием среднее количество прорезавшихся постоянных нижних резцов выше, чем у детей с преддверием физиологической глубины. Важно влияние кариеса временных зубов и его осложнений на зачатки постоянных зубов. Эти патологические факторы особенно актуальны в отношении смены временных моляров на премоляры, так как они чаще других временных зубов подвержены поражению кариесом, дольше сохраняются в челюсти, а их корни топографически ближе к зачаткам постоянных премоляров. По мнению одних авторов, прорезывание постоянных зубов происходит на месте нелеченых и депульпированных временных зубов, что объясняется ускоренным рассасыванием корней с некротизированной пульпой и облегчающим действием дестуктивных изменений периа-пикальных структур на продвижение зачатков зубов к альвеолярному краю. По мнению других исследователей, раньше сменяются интактные зубы, вследствие энергичного участия живой пульпы и резорбции корней.

Значение региональных факторов, а точнее климатогеогра-фического, этнического, алиментарного и экологического, также подчеркнуто многими исследователями. Так, отмечены колебания в сроках прорезывания постоянных зубов в различных климатогеографических районах стран бывшего СССР.

Существенна корреляция между ростом и среднегодовой температурой установлена для различных районов земного шара. С другой стороны, в прорезывании зубов выявлены также значительные межгрупповые различия в зависимости от этнических особенностей. Например, сроки прорезывания различны у русских и киргизских детей, у русских и казахов, белых американцев и европейцев, детей Ганы и белых европейцев. Из отрицательных факторов экологической обстановки, изменяющих прорезывание зубов, выделены близость ядерного полигона и загрязнение среды фторидами.

Роль сбалансированного питания, в частности его влияние на белковый и минеральный обмен, также играет роль в развитии зубочелюстного аппарата. При неполноценном питании прорезывание зубов задерживается и нарушается очередность их прорезывания.
Из группы внешних факторов значительное влияние на темпы роста и развития оказывает социальная среда, опережая географические факторы. В данном случае учитываются профессия или доход отца, величина семьи, тип населенного пункта, жизненный уровень населения, жилищные условия, доля расходов на ребенка в семейном бюджете. Дети из социально благополучных семей развиваются по всем параметрам быстрее; соответственно раньше происходит смена зубов, чем у детей из среднеобеспеченных или малообеспеченных слоев. Также доказаны различия в динамике и других показателях прорезывания зубов в зависимости от типа населенного пункта
— дети, проживающие в городах, опережают своих сельских сверстников по показателям прорезывания.
Таким образом, многофакторность процесса прорезывания зубов показывает необходимость обратить более пристальное внимание на изучение влияния на этот процесс многих факторов, что может быть интересно не только для исследователей, но и для практикующих детских стоматологов и ортодонтов.



Вам также будет интересно:

ФабЛаб: доступная наука Фаблаб мисис
Вертикальный обрабатывающий центр фирмы Haas — это не то оборудование, которое можно...
Пирогенал: свойства и применение
МНН: Липополисахарид бактериальный, выделенный из клеток Salmonella Производитель:...
Лекарственный справочник гэотар Нексиум способ применения
Препарат Нексиум - это ингибитор протонной помпы с высокой эффективностью действия в...
Сироп «Конвулекс» – инструкция по применению
Конвулекс – линейка противоэпилептических средств на основе вальпроевой кислоты. Препараты...