В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина):
- цвет обозначается пятном
- размер - силуэт домика (большой, маленький).
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”.
Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.
Знакомство с карточками
Ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например,
- если ребенку показывают “красное пятно”, то нужно отложить все красные блоки;
- “красное пятно и одноэтажный домик” - откладываем все красные маленькие фигуры;
- “красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата” - это красные маленькие квадраты - толстые и тонкие и т.д.
Игра “Найди собачку”
Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка - под какой фигурой спряталась собачка. Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).
Игра “Опиши фигуру”
Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.
Игра “Угощение”
Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно “печенье”, отличающееся только этим признаком. Угощает куклу - в правую руку - одно “печенье”, в левую руку - другое.
Например: выпала карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе “печенье”: маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру.
Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить - отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.
Игра “Чертеж”
Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и “не-свойства ”.
Нарисуйте “чертеж” замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом.
Например:
- “фундамент замка” - два не-синих прямоугольных блока;
- “первый этаж” - не-круглые не-красные блоки;
- “второй этаж” - желтые не-треугольные не-тонкие блоки;
- “крыша” - красные не квадратные блоки.
Логические кубики
Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина), символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств - подбрасывание кубика.
Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.
Игры с логическими блоками Дьенеша для свмых маленьких смотрите .
Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет смотрите .
Делитесь вашими комментариями и идеями.
Ирина Рыжинская
Конспект НОД по ФЭМП с логическими блоками Дьенеша в средней группе на тему «Путешествие в страну геометрических фигур»
Цель :
Закрепить у детей полученные знания по образовательной области
«Познавательное развитие» (ФЭМП )
Задачи :
Образовательные :
Закрепить умения детей правильно называть времена года, дни недели, части суток. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Закрепить умение распознавать цифры до 5. Уточнить понятия «широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий» . Закрепить знания о логических блоках Дьенеша , основных признаках геометрических фигур (цвет, форма, величина, толщина, знаках-символах.
Уточнить знания о транспорте, его видах, правилах поведения в общественном транспорте.
Развивающие :
Развивать речь, память, воображение, логическое мышление .
Воспитательные :
Воспитывать у детей интерес к математическим играм, доброжелательные отношения друг к другу, взаимопомощь.
Материалы и оборудование :
Логические блоки Дьенеша , карточки с заданиями, знаки-символы, ИКТ (телевизор, магнитофон, билеты (геометрические фигуры , изображение ручейка и реки, моста из досточек с заданиями, деревьев – яблоня и груша, картинки с изображением яблок и груш в пределах 5 , цифры от 1 до 5, герои – геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, указка, коробочка с угощением - печенье разной геометрической формы , смайлики.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки.
Круг приветствия «Здравствуй, солнце золотое»
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Все живет в родном краю,
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог предлагает детям сесть на стульчики.
Воспитатель : Ребята, сегодня нам пришло письмо на электронную почту нашего детского сада, именно детям 4 группы . Давайте прочитаем его и узнаем от кого оно.
На экране телевизора отображается текст письма «Здравствуйте, дорогие ребята!
Вам пишут жители страны геометрических фигур . Мы много наслышаны о вас, какие вы добрые, умные и старательные и хотели бы вас пригласить к нам в гости в страну геометрических фигур . Мы будем вас ждать. До скорой встречи!»
Воспитатель : Ну что, ребята, отправимся в путешествие ?
Дети : Да!
Воспитатель : На чем мы можем отправиться в гости?
Дети перечисляют виды транспорта.
Воспитатель : Давайте поедем на автобусе. (Дети строят автобус из стульчиков)
Воспитатель : Что необходимо приобретать, когда едешь в автобусе?
Дети : Билеты.
Воспитатель : Правильно. Сейчас я вам раздам билеты в форме геометрических фигур и вы сядете по местам согласно своим билетам.
(Воспитатель раздает всем билеты – геометрические фигуры , дети называют какой формы и цвета его «билет» и проходят на свои места)
Воспитатель : Пока мы с вами едем, давайте проведем разминку :
Какое сейчас время года?
Какой сейчас идет месяц?
Какой сегодня день недели?
Сколько всего дней в неделе?
Назовите по порядку дни недели.
Какая сейчас часть суток?
Назовите все части суток.
Воспитатель : Вот мы и приехали в страну геометрических фигур .
На экране телевизора отображается надпись «Страна геометрических фигур »
Воспитатель предлагает детям выйти из «автобуса» , дети встают со стульчиков.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на пути у нас бежит ручеек и речка.
Скажите, ручеек какой длины?
Дети : Короткий.
Воспитатель : Ручеек какой ширины?
Дети : Узкий?
Воспитатель : А речка какой длины?
Дети : Длинная.
Воспитатель : Какой ширины речка?
Дети : Широкая.
Воспитатель : Как мы можем перейти через ручеек?
Дети : Перешагнуть или перепрыгнуть.
Воспитатель : Как нам перейти через речку?
Дети : По мостику.
Воспитатель : Чтобы перейти по мостику, нужно его построить из досточек, на которых есть задания.
Дети решают логические задачи :
1) Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
2) На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежало в лес?
3) Ежик по лесу шел
И подснежники нашел :
Два под березкой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
4) Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Воспитатель : Ребята, давайте пройдем дальше, посмотрите здесь растут два дерева.
Это яблоня и грушевое дерево. Какое дерево выше? Какое дерево ниже? Поместите на яблоне 4 яблока , а на грушевом дереве 5 груш. На каком дереве больше фруктов? Поставьте соответствующую цифру под яблоней и грушей.
Воспитатель : А сейчас, дети, проходите за столы.
Обращает внимание на коробки с геометрическими фигурами , стоящими на столах.
Воспитатель : Ребята, скажите, какие фигуры находятся у вас в коробочках по форме?
Дети : Круги, квадраты, треугольники и прямоугольники.
Воспитатель : Какого они цвета?
Дети : Красные, желтые, синие.
Воспитатель : Какого размера?
Дети : Большие и маленькие.
Воспитатель : Какой толщины?
Дети : Толстые и тонкие.
Воспитатель : Молодцы! А теперь отгадайте загадку :
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
Дети : Круг.
Воспитатель : Правильно. (Показывает большой круг) . Нас встречает первым круг и он приготовил для вас интересные задания.
Игра «Рассели фигуры в домики »
Дети в соответствии с заданиями на карточках раскладывают фигуры : по форме, по цвету, по размеру, по толщине.
Воспитатель : Молодцы. Правильно справились с заданиями. Послушайте следующую загадку :
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня.
Дети : Квадрат.
Воспитатель : Правильно. (Показывает большой квадрат) . Квадрат приготовил для вас следующее задание.
Игра «Покажи фигуру , как эта»
Воспитатель показывает детям карточки со знаками-символами и просит найти такую же фигуру . Показывает квадрат, дети находят и показывают квадрат любого цвета, размера и толщины. Затем педагог показывает круг и красный цвет, дети находят круг красного цвета любого размера и толщины. Усложняет, показывает три карточки – треугольник желтый большой, дети находят соответствующую фигуру разной толщины .
Игра «Опиши фигуру »
Воспитатель показывает детям геометрическую фигуру , а дети с помощью знаков-символов ее описывают.
Воспитатель : Молодцы. А сейчас давайте отдохнем.
Физминутка «Начинается разминка»
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И еще раз повторили.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с нами.
Приседаем мы по счету :
Это нужная работа
Мышцы ног тренировать.
Воспитатель : Слушайте следующую загадку :
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Дети : Треугольник.
Воспитатель : Правильно, ребята. (Показывает большой треугольник) . Треугольник тоже приготовил для вас интересное задание.
Игра «Построй дорожку»
Воспитатель : Ребята, жильцов мы расселили в домики, а теперь давайте построим от домиков разные дорожки.
Раздает детям карточки с заданиями – цепочки из геометрических фигур , дети по образцу строят дорожки.
Воспитатель : И с этим заданием вы справились. Дорожки, которые вы построили привели к цветочным клумбам, но на цветочках не хватает серединок, давайте внимательно посмотрим и разгадаем, какая геометрическая фигура там зашифрована .
Раздает детям цветочки, на которых в середине зашифрована фигура с помощью знаков-кодов.
Воспитатель : Ну и последняя загадка :
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…
Дети : Прямоугольник.
Воспитатель : Правильно. (Показывает большой прямоугольник) . Прямоугольник тоже приготовил для вас интересное задание.
Игра «Какой фигуры не хватает ?»
Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены геометрические фигуры в три ряда и в три столбца, одна фигура в каком-нибудь ряду закрыта. Дети должны отгадать, какой именно фигуры не хватает .
Воспитатель : Ребята, вы молодцы. Геометрические фигуры очень довольны тем , что вы справились со всеми заданиями.
Воспитатель : Ну что ж, ребята, пора возвращаться в детский сад. На память о нашей встрече геометрические фигуры дарят вам сюрприз .
(Воспитатель показывает детям красивую коробочку, украшенную геометрическими фигурами , внутри которой находятся печенье геометрической формы ).
Воспитатель : Давайте скажем геометрическим фигурам «Спасибо» ! До новых встреч!
Дети садятся в автобус на свои места и педагог задает вопросы :
Воспитатель : Дети, скажите вам понравилось наше путешествие ? Что вам больше всего запомнилось? Если вам понравилось выполнять задания и у вас все получилось, то возьмите себе смайлика, который улыбается, а если вам не понравилось наше путешествие или у вас что-то не получилось, то возьмите себе грустного смайлика.
Дети выбирают себе смайлика.
Макушина Галина Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №37»
Тема «Путешествие в Сказочную страну»
Цель: Развивать познавательные и творческие способности
Задачи:
1.Формировать умения детей кодировать и декодировать (считывать) информацию о блоках с помощью карточек символов.
2.Закреплять представление о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер, толщина.
3.Учить соотносить эталон с эталоном формы (использовать предмет заменитель (блок)).
4. Развивать логическое мышление.
5.Развивать зрительное восприятие и зрительно- моторную координацию.
6.Поддерживать интерес к математической деятельности.
7. Формировать навыки сотрудничества, помогать друг другу.
Форма: подгрупповая
Методы: словесные (вопросы, беседа), игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра), исследовательский метод
Средства: Блоки Дьенеша, Палочки Кюизинера.
Обручи (синий, красный, жёлтый), подносы (синий, красный, жёлтый), карточки –символы (коды), картинки с трафаретом кружек, (половина листа А4), картинки с изображением предметов, животных для составления картин,украшающих кафе.
Время: 20 минут
Ход занятия:
Название этапа. Форма. |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
|
Создание положительного эмоционального настроя на занятие. Формирование чувства уверенности в своих силах, группового единства |
Выгоняем «не хочу», «не могу» и «не умею»! Приглашаем «все смогу», «научусь» и «все сумею». Мы волшебниками станем, если только захотим, Пофантазируем и сами чудеса изобразим. |
Дети заходят в группу, здороваются с воспитателем, встают в круг и хором произносят слова рефлексивного тренинга «Невозможное – возможно», сопровождая речь движениями |
1мин |
2.Сообщение темы занятия. Игровая ситуация «Поезд». |
Заинтересовать детей, привлечь внимание |
Раздается стук в дверь: Кто же к нам пришёл? Буратино. Ребята Буратино приглашает нас в сказочную страну. Поедем с Буратино? На чем можно отправиться в сказочную страну? В сказочную страну я предлагаю отправиться на волшебном поезде. |
Стоят в круге, здороваются, слушают, отвечают на вопросы. |
|
Давайте построим волшебный поезд, сядем в вагончики и поедем в сказочную страну. Приехали. Всё. Мы попали в сказочную страну. |
Дети строятся друг за другом, изображая поезд с вагонами. Едут под музыку. |
|||
Кто живет в сказочной стране? Я предлагаю превратиться в волшебников. Хотите. |
Ответы детей |
|||
Давайте тогда попробуем!1.2.3 повернись и в волшебника превратись. |
||||
Всё, теперь вы волшебники. Посмотрите, в сказочной стране –есть волшебный материал- блоки. Но они лежат как-то не понятно, все перемешались. Предлагаю навести порядок. Как? |
Ответы детей |
|||
3.Постановка задачи разложить блоки по трем признакам. Д\и «Рассели блоки в три обруча» |
Развивать логическое мышление |
Посмотрите вот лежат три обруча. Что вы думаете, как можно рассортировать блоки? После ответов детей делает вывод: по цвету. (в синий обруч – синие, в красный –красные, в жёлтый –жёлтые), а ещё как можно рассортировать? По форме рассортировали. Посмотрите здесь все квадраты (треугольники, круги, прямоугольники. Их как еще можно рассортировать (по размеру) дети выполняют. По толщине. Навели порядок! Вставайте, посмотрим, что у нас получилось. Совсем другое дело. Как мы раскладывали блоки. |
Дети делают умозаключения и раскладывают блоки по цвету (по форме, размеру, толщине). |
|
4.Постановка задачи раскодировать блоки. Д\и «Печем печенье» |
Развивать логическое мышление, умение находить блоки по заданным признакам, нарисованным на карточках- символах. |
Порядок навели. А что в кафе делают? (кушают). Хорошо. Что в кафе можно кушать? А где мы возьмем все эти сладости? Мы же волшебники. Не забыли. Вы назвали много сладостей, которые можно заказать в кафе. Я предлагаю, испечь печенье. Согласны! Но чтобы печенье у всех получилось разное, Буратино приготовил вот такие карточки –символы. Проходите, рассмотрите свои подсказки и выберите свой блок- печенье. (второй вариант: украсить торты ягодами. У каждого разные формы тортов: круг, квадрат, треугольник и карточки- символы, по которым дети находят ягоды для своего торта). |
Ответы на вопросы. (Печенье, конфеты, мороженое, торты) Дети рассматривают свои карточки- символы (цвет, толщина, форма), делают умозаключение. Из обручей дети берут нужные фигуры (блоки- печенье, или блоки- ягоды для украшения торта) и складывают их в подносы. |
|
5.Постановка задачи. Творческое задание. |
Молодцы. Печенье напекли. Что же будем пить? Из чего? А где их взять? Так нам некогда в магазин идти, мы уже пришли в кафе. Из чего можно сделать кружки для чая? |
Ответы детей (чаем). Ответы детей (в кружки) Ответы детей (в магазине купить). Ответы детей (сделать) Ответы детей (из палочек). |
||
6.Самостоятельная продуктивная деятельность детей Д\и «Сделай кружку из цветных палочек Кюизенера» |
Реализация замысла в продуктивной деятельности Развитие умения соотносить палочки с рисунком на схематическом изображении кружки. (умение подбирать палочки по размеру на рисунке) |
Из цветных палочек – верно. Воспитатель помогает по мере необходимости. |
Дети работают под негромкую музыку.(выкладывают из палочек кружки, напечатанные на листе А4-контур). |
|
7.Самостоятельная деятельность детей |
Развивать умение подбирать блоки по заданному образцу. |
Ну что. Порядок навели, печенье напекли, кружки сделали. Но чего- то не хватает в нашем кафе, как-то не уютно. Чем можно украсить наше кафе. Как можно украсить? Буратино приготовил для вас картинки. Сейчас вы выберете себе любую картинку, какая вам понравится, и сделаете такую же красивую картину из наших волшебных блоков. |
Ответы детей. Дети по желанию выбирают образец картины (гусеница, корабль, цветок и т.д.) и блоки, выкладывают из блоков картину (на образце или рядом). |
|
Давайте теперь полюбуемся со стороны. Ребятки, когда любуешься картинами, очень хорошо видно из далека, близко не видно мелких деталей, подойдите все сюда. (держит Буратино). Как вы думаете почему у вас всё получилось? Потому что вы все очень старались! Хорошее кафе у нас получилось. Вам нравится |
Ответы детей Дети выполняют задание |
|||
8.Заключительный: анализ, рефлексия, прощание. |
Развивать умение детей рассказывать, закреплять умение облекать свои фантазии в слова, связный рассказ. Упражнять в словообразовании. Выражать свое настроение словами, испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы |
Вам понравилось быть волшебниками. Какие волшебные дела вы делали. Что же больше всего вам сегодня понравилось? Запомнилось? Что вызвало затруднение? |
Ответы детей. |
Ольга Деминтиевская
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в лес »
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Интегрируемые образовательные области :
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Цель : выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних и диких животных.
Задачи :
1. Образовательная область «Познавательное развитие» :
Закреплять представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках;
Упражнять детей классифицировать блоки Дьенеша по двум признакам : цвету и форме.
Закрепить названия геометрических фигур : выделять их свойства.
Умение распознавать цифры до 3 и соотносить их с количеством предметов.
Воспитывать любовь к природе, интерес к животным.
2. Образовательная область «Речевое развитие»
Формировать умения употреблять в речи обобщающие понятия (Дикие и домашние животные) .
Учить отгадывать загадки.
Активизировать словарный запас детей.
3. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
4. Образовательная область «Физическое развитие»
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки .
Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
Развивать двигательную активность, координацию движений.
Материалы и оборудование. Логические блоки Дьенеша и комплект карточек , картинки «Дикие животные» , письмо, дерево-макет.
Ход ООД.
Мотивационно - ориентированный, организационный.
Воспитатель : К нам сегодня пришли гости. Давайте пожелаем громко : «Доброе утро!» . А теперь шепотом скажем. Нам сегодня почтальон принес письмо. Давайте узнаем, кто же нам его прислал. (Воспитатель читает письмо) . «Здравствуйте, дорогие ребята! У нас случилась беда, наши домашние животные убежали в лес и заблудились. Помогите, пожалуйста, их вернуть!». Это письмо от дедушки и бабушки. Ну, что, ребята, поможем? Ведь беда у них приключилась. Какие домашние животные могли убежать от дедушки и бабушки? На каком животном можно ездить? Мы сегодня будем ехать на лошади. (Звучит стук копыт) . Прежде чем занять места , надо ответить на вопросы.
Игра «Подскажи словечко» :
Летом тепло, а зимой холодно.
Заяц летом серый, а зимой белый.
Заяц пушистый, а еж колючий.
Лимон кислый, а конфета сладкая.
Слон большой, а собачка маленькая.
Воспитатель :
Лошадка копытами цок,цок,цок,
А мы в тележке скок-скок!
Но прежде, чем отправимся в лес, нам надо вспомнить, как нужно вести себя в лесу? Давайте повторим правила поведения в лесу.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Дети : Не шуметь, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель : Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать. Вот мы с вами и приехали в лес, выходите.
Как же здесь красиво! А воздух какой? Давайте, подышим свежим чистым воздухом. (Дети вдыхают носом, выдыхают ртом) .
Посмотрите, чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, расчудесное,
А на нем, а на нем, не цветочки цветут,
Не листочки, а дикие животные.
Давайте присядем на пенечки, отдохнем.
Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно на дерево. Каких животных вы видите? Где сидит белка?
Дети : Белка сидит под деревом.
Воспитатель : А где сидит леса?
Дети : Лиса сидит под деревом.
Воспитатель : Са,са,са – вот сидит леса. Как называются одним словом эти животные. Дети : Дикие.
Воспитатель : Почему?
Дети : Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жильё.
Воспитатель : Ребята, посчитайте сколько животных?
Дети : Трое.
Воспитатель : Ребята, у нас есть цифры. Показывает цифры, дети называют, сколько предметов они обозначают.
Воспитатель : Ребята. Наши дикие животные очень любят играть. Поиграем с ними.
Дети : Да.
Воспитатель : Вам необходимо будет найти нужные фигуры и положить то количество, какую цифру я покажу. Фигурки будем класть в корзинки.
Игра с блоками Дьенеша . Картинка белки – цифра 2, синий круг; картинка зайца – 3, желтый треугольник; лиса – цифра 1, красный квадрат. Шишки красного цвета соберем в красную корзинку, синего цвета – в синюю, а желтые шишки - в желтую. Готовы? Сначала поиграем с белкой. С какими фигурами любит играть белка?
Дети : С кругом синего цвета.
Воспитатель : Сколько кругов надо найти белке? (Показывает цифру 2)
Дети выполняют задание со всеми животными. Воспитатель показывает красный прямоугольник – цифра 0. Дети отвечают, что эта цифра означает ни одного предмета.
Воспитатель : Ребята, попрощайтесь с дикими животными. Нам надо идти дальше. Кажется, дождь начинается. (Достает зонтик) . Скорее прячемся под зонтик, чтобы дождь нас не намочил. (Звучит шум дождя) .
Дождь идет и не проходит.
Дождь идет, хотя не ходит.
Дождь, дождь.
Дождик слабенький бывает, вот такой –
Похлопайте тихонечко вы со мной.
А еще бывает сильный.
Сильно вы похлопайте со мной.
А еще бывают в небе чудеса :
Гром гремит, начинается гроза.
Слабенький стал снова,
И совсем затих.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, волшебный сундук. В этом сундуке находятся животные, которые убежали от бабушки и дедушки. Нужно отгадать животных по описанию. Ну, что, вы готовы? Слушайте внимательно загадки. (Загадки на осенних листиках) . Загадка про кошку. Давайте посмотрим. Правильно.
Как можно ласково назвать кота? (Ответы) .
А какой кот? Что любит кушать кошка?
Загадка про собаку. Давайте посмотрим, точно это собака? Какая у нас собака? Какую пользу приносят собаки? (Охраняет дом)
Что любит кушать собака? (Косточку)
Что любит делать собачка? (Вилять хвостиком) .
А какие это животные? (Домашние) . Почему?
Загадка про зайца. Какое он животное? (Дикое)
А остальные? (Домашние)
Правильно, поэтому зайку мы вернем обратно в лес, а этих животных мы сейчас отнесем бабушке и дедушке.
Подходят к домику. Сидят дед с бабкой.
Воспитатель : Поздоровайтесь. Дедушка с бабушкой нас уже ждут. Посмотрите, мы принесли ваших животных.
Ой, какие вы молодцы, спасибо, что нашли наших животных.
Воспитатель : Ребята, за то, что вы такие молодцы, помогли им, дедушка с бабушкой хотят угостить вас печеньем, а печенье это не простое, а геометрическое. На подносе лежат блоки Дьенеша , у детей карточки). Ребята, последнее задание, вы сейчас должны выложить нужные фигуры на полоски. Приступайте к заданию. Кто справится, поднимает руку.
Нам пора возвращаться домой. Садитесь в телегу.
Рефлексия :
Вот, мы с вами приехали. Подходите ко мне.
Ребята, где мы с вами сегодня были? (В лесу) .
А кого мы там видели? (Диких животных)
Каких животных вы видели? (Медведь, заяц, волк, лиса, белка) .
А что мы делали?
Кому вы сегодня помогали?
А чем вас угощали дедушка с бабушкой?
Ребята, вы молодцы! Сегодня все старались. Я надеюсь, вам понравилось путешествие в лес ? Помашем гостям, скажем : «До свидания!»
План и конспект занятия по математике в средней группе
Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну
Программное содержание
1. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине).
2. Упражнять в отсчете предметов из большего множества в пределах шести.
3. Упражнять в количественном счете в пределах шести.
4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.
1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.
2. Приучать использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения.
1. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.
2. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать.
3. Развивать комбинаторику, пространственное мышление.
4. Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.
Методические приемы
Внесение посылки от Микки-Мауса
Чтение письма с приглашением в волшебную страну.
Полет на ковре-самолете.
Задачи № 1,4
На дверях в зал изображение замка с 4 геометрическими фигурами, одна из которых отличается цветом и величиной. Детям предлагается найти лишнюю фигуру на кодовом замке, открыть его.
Дети попадают в город Геометрических фигур.
Задача №1
На полу схематическое изображение города геометрических фигур: с помощью цветных ленточек выложено логическое древо. Блоки Дьенеша разделены по размеру, цвету и форме. Под каждым блоком помещена картинка-зверушка.
Детям рассказывается о принципе классификации фигур, условном обозначении их свойств, затем предлагается найти домик- блок по названным свойствам или самим назвать свойства указанного блока.
Дети отправляются в Город Мастеров. Их встречает Палочкин-Считалочкин.
Физминутка:
Дети плывут на лодке по реке, делают наклоны.
Дети приплывают в таинственный лес, встречают Сороку с блестящим мешочком в клюве.
Задача 3,4
В мешочке письмо от мишки и лисички с просьбой собрать их из фигур, которые рассыпал по всему лесу злой колдун,готовые изображения зверей. 2 магнитные доски.
Дети собирают фигуры, классифицируют их по цвету, размещают в ряд на магнитной доске, пересчитывают количество фигур на «фотографии» и на доске, составляют изображения медведя и лисы.
Итог занятия.
Анализ работы детей от имени Микки-Мауса.
Полет на ковре-самолете в д/сад.
Конспект занятия
Воспитатель вносит в группу посылку. Дети играют на ковре.
Нам Микки – Маус прислал посылку! А в ней еще есть письмо.
Давайте прочитаем его:
«Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу Вам много интересного»
Примем приглашение Микки-Мауса?
Встанем, возьмемся за ковер-самолет, скажем заклинание:
О ковер-самолет!
Отправляйся в полет!
Музыка-полетели.
Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим.
Подходят к музыкальному залу.
Вот попали мы в волшебную страну. Давайте ковер рядом аккуратно положим.
Ой! На двери замок. Волшебный.
Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но нам Микки-Маус ничего не написал.
Давайте подумаем, как его открыть?
*предложения детей.
Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? А одним словом?
Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую?
Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие?
*Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая.
Какая это фигура?
*Маленький красный круг!
Или все фигура желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других цветом. А еще чем?
* Величиной. Она маленькая, а другие фигуры большие.
Нажимай, Катя, скорее!
Вот дверь и открылась!
Заходите в волшебную страну! А вот и Микки-Маус вас встречает!
М: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное волшебниками будете.
М:Я хочу вас пригласить в город геометрических фигур.
Как вы думаете, почему этот город так называется?
Что вы здесь видите:
Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?
Маленьких или больших?(показывает условный знак:маленький, потом большой)
Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят:
Эта какая улица? Цветом?
*Синяя, желтая и красные.
Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая? Покажите указатель на желтой улице.
На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру?
*большие!
На красной улице стоят фигуры – домики какого цвета?
*красные.
А на желтой? Синей?(показываю указкой)
А кто же живет в этих домиках? Хотите узнать? Вот послушайте, я вам скажу.
Саша, найди мне домик круглый, стоит он на желтой улице в районе больших домов. Где такой домик?
Подними эту фигурку. Кто там живет?
Закрой домик, пусть он там отдыхает.
А теперь, найдет домик Анечка.
Синий квадрат, на синей улице в районе маленьких домов.
Кто там живет?
Наташа, в районе маленьких домов на красной улице найди прямоугольный домик.
Кто здесь живет?
Открой любой домик. Кто там живет? Объясни, где домик находится. На какой улице? В районе каких домов? Какой формы домик? Треугольный.
М:А хотите узнать где я живу?
Микки-Маус живет в районе больших домиков на красной улице, в квадратном домике.
*Никого нет.
Правильно, потому что Микки-Маус сейчас с нами.
Понравилось вам городе геометрических фигур? Пойдемте дальше - в город Мастеров. К Палочкину-Считалочкину.
(Размещаю детей вокруг столов, на которых в подносах лежат счетные палочки).
Надо взять ножовку и фанеру,
гвозди взять и молоток.
Не беда, что мы не инженеры,
час прошел и дом уже готов!
П-С: Здравствуйте ребята, я рад видеть вас в нашем городе. На столе лежат палочки. Отсчитайте по 6 палочек и положите их перед собой. А я посмотрю, как вы считаете. 6 палочек лежит у всех на столе. Лишние палочки положите обратно в поднос.
У меня вчера был день рождения. Мне подарили подарки: письмо, бантик и телевизор.
Сделайте из своих палочек мои подарки: письмо, бантик и телевизор.
Что у тебя, получилось?
*телевизор.
Получился бантик?
(Дети конструируют по представлению. Образец может быть показан, лишь в случае затруднения отдельных детей.)
П-С:А у меня для вас есть тоже подарок. Берет 6 больших гимнастических палок.
П-С: Сколько у меня палочек? Какие они по размеру? Вот из этих больших палочек я сделаю лодку. И вы поплывете по реке.
Вот какая большая получилась лодка.
Давайте встанем в лодочку. Попрощаемся с Палочкиным-Считалочкиным!
Звучит фонограмма течения реки.
Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку. Наклонились вправо, влево!
Вот, мы приплыли в таинственный лес. Выйдем из лодочки и погуляем по лесной опушке.
Посмотрите, сорока прилетела! Сорока, сорока-белобока, что ты нам принесла?(у сороки в клюве блестящий мешочек)
Достаю письмо:
Я мишка косолапый, веселый и лохматый
В лесу спокойно жил
С лисичкою дружил.
А злой колдун однажды
всех нас погубил.
Вы, ребята, помогите,
из фигур нас соберите!
Вот фотография мишки и лисички. (достаю из мешочка)
Походите – ка по лесу и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и мишку!
Дети размещают фигуры на магнитную доску. В 2 ряда. -Садитесь вокруг на поляночку, смотрите на фотографию.
Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении мишки.
Какого цвета фигурки?
* коричневые
А как называются эти фигуры?
*квадраты и прямоугольники.
А сколько фигур мы нашли?
*6. Все 6 фигур нашли.
Давайте по фотографии сделаем мишку.
А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички?
Показывает фигурки пониже. Сколько мы нашли? Все нашли или еще надо искать? Давайте поищем 1 фигурку. А кто увидел, какой фигурки не хватает?** Ищем оранжевый треугольник.
Ну вот, расколдовали мы лесных зверюшек, молодцы!
Ребята, а нам ведь уже пора возвращаться в д/сад. Погостили мы в волшебной стране. Давайте попрощаемся с Микки-Маусом!
*До свидания!
М-М: До свидания! С вами было интересно. Вы знаете фигуры, умеете считать, даже как настоящие волшебники расколдовали зверюшек. Молодцы! Прилетайте еще! Пишите мне письма и рисуйте картинки!
Полетим домой на нашем ковре – самолете. Пойдемте. Беритесь за ковер.
Скажем заклинание:
О ковер-самолет!
Отправляйся в полет!
Музыка - полетели в группу.