Энциклопедия вирусных инфекций

Счастливый стакан Игра «Налей воды в стакан»

Вредно ли пить безалкогольное пиво Выводы проведенных тестирований

Утка с яблоками и апельсинами в духовке

Сеголен Руаяль: фото, биография, личная жизнь, дети Метрессы президента Олланда и разброд в социалистической партии

Блюда из мяса. Мясо и мясные продукты. основным сырьем для мясной промышленности, являются сельскохозяйственные животные (убойный скот) и домашняя птица. Презентация интересные факты о мясе

Почему на Пасху говорят "Христос воскрес?

История государства израиль Иерусалим и Старый город, оказалась аннексированной Иорданией

Прививка акдс или пентаксим: отличия, что лучше Прививка акдс альтернатива

Автоматическое определение движка форума

Китайская методика познания себя «9 звезд»: узнай правду о своей судьбе!

Баня в мешке с березовыми листьями

Происхождение слова «сура»

О первых днях после зачатия: что происходит в организме женщины в самом начале беременности?

Готовый бизнес-план: магазин разливных напитков

Солодка, лечение солодкой, лечение корнем солодки Корень солодки сбор осень

Нормализация эстетики внешнего вида при ортопедическом лечении. Научное обозрение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования « Белгородский

Государственный Медицинский Институт НИУ БелГУ»

Медицинский институт

Кафедра последипломного медицинского образования

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«АНАЛИЗ ЭСТЕТИКИ В СТОМАТОЛОГИИ»

ВЫПОЛНИЛА:

Шапошникова Е.А.

БЕЛГОРОД 2014

Введение

Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

1. Основная часть

Выявление пожеланий пациента и определение возможных способов их удовлетворения являются ключевыми факторами успеха терапии. Анализ особенностей лица и движения губ относительно зубов проводится с помощью оценки лицевых, зубных, губных и фонетических параметров. Несмотря на то, что для достижения оптимального результата может потребоваться изменение только одного из указанных параметров, тщательный анализ всех аспектов улыбки обязателен перед началом ортопедической реабилитации. Анализ эстетики включает в себя шесть обязательных аспектов:

1. Установление контакта с пациентом

2. Оценка параметров лица

3. Анализ нижней трети лица

4. Фонетический анализ

5. Анализ зубов

6. Анализ десневого края

2. Установление контакта с пациентом

Начиная с первого визита к своему лечащему врачу, пациент должен ощущать дружелюбное и предупредительное отношение персонала, чтобы чувствовать себя спокойно и доверять сотрудникам. Врач с пациентом заполняют медицинскую карту сведениями о медицинском и стоматологическом анамнезе, врач определяет план требуемых лечебных мероприятий и анализирует эстетические параметры, показатели заносит в специальный раздел медицинской карты.

· Беседа с пациентом

Этот исходный этап необходим для установления доверительных отношений с пациентом. Неформальный разговор должен состояться до того, как пациент сядет в кресло для проведения осмотра. Это позволяет эффективно оценить их внешний вид, характер и поведение, а также изучить непринужденный вид лица, улыбку и мимику. Менторский тон и определение жесткой субординации никак не способствует построению доверительных отношений.

Выясняя пожелания пациента, стоматолог не должен навязывать собственное мнение, учитывая всю субъективность представлений о красоте, но если пожевания пациента выходят за границы возможного и он отказывается понимать нереальность своих требований, лучше вообще не начинать лечение, так как в этом случае неудача неизбежна.

· Общение с пациентом

Стоматолог должен подобрать индивидуальный подход, использовать доступный язык общения, рекомендуется использование наглядных пособий: фотографий, гипсовых моделей пациенто с похожими проблемами.

· Информирование пациентов о проводимых манипуляциях

Стоматолог обязан поставить пациента в известность о выполняемых процедурах. Необходимо объяснить причину выбора того или иного метода лечения с учетом преимуществ и недостатков.

· Заполнение карты пациента

Для этого проводят полное клиническое обследование, включающее в себя оценку состояния пародонта, имеющихся реставраций и эндодонтически леченных зубов, анализ состояния ВНЧС и окклюзии, изучение диагностических моделей в артикуляторе. Кроме того, проводят рентгенографическое исследование и фотографируют пациента.

· Постановка диагноза и составление плана лечения

· Прогноз лечения и информированное согласие пациента

губа зуб лицо лечение

3. Оценка параметров лица

Черты лица в значительной степени определяют восприятие индивидуума окружающими. Анализ лица проводят использую горизонтальные и вертикальные ориентировочные линии, позволяющие сопоставить черты лица и положение зубов пациента.

Межзрачковая линия

Проходит через зрачки и при условии ее параллельности линии горизонта представляет собой наиболее удобный ориентир для эстетической оценки лица. Как правило, межзрачковой линии параллельны линии, соединяющие брови, углы рта и крылья носа. Параллельность линий определяет гармонию лица.

Срединная линия

Проходит вертикально через надпереносье, кончик носа, носогубную кожную складку и кончик подбородка. Как правило, перпендикулярна межзрачковой линии.

У абсолютного большинства людей лицо ассиметрично, если разница размеров левой и правой сторон менее 3%, то она незаметна окружающим.

Межзрачковую линию обычно используют в качестве горизонтального ориентира. Однако глаза или даже уголки рта не всегда располагаются на одинаковом уровне. В таких случаях в качестве ориентира используют линию горизонта вне зависимости от параллельности с ней межзрачковой или комиссуральной линий. Если все 3 линии не параллельны между собой, то врач должен обсудить с пациентом выбор линии, которая будет служить ориентиром.

Точки для определения срединной линии также не всегда надежны, по этой причине для ее определения в качестве идеального ориентира можно использовать центр верхней губы.

Пропорциональность лица

Пропорциональное лицо можно разделить на 3 равные по высоте части:

Верхняя: область между границей волосистой части головы и линией, соединяющей брови

Средняя: область, между линией соединяющей брови и линией, соединяющей крылья носа

Нижняя: область, между линией соединяющей крылья носа, и горизонтальной линией проходящей через кончик подбородка

· Профиль

Естественное положение головы проверяют с помощью франкфуртской горизонтали, которая проходит через нижний край глазницы и верхний край костного наружного слухового прохода. Франкфуртская горизонталь образует с произвольной горизонтальной плоскостью угол равный 8 градусам.

Типы профиля:

Нормальный: угол образованный надпереносьем, подносовой точкой и кончиком подбородка равен примерно 170 градусам

Выпуклый: величина угла уменьшена, из-за относительной репозиции кончика подбородка

Вогнутый: угол превышает 180 градусов, из-за относительно переднего положения кончика подбородка.

Линия Е, соединяет кончики носа и подбородка. У человека с нормальным профилем, верхняя губа располагается примерно на 4 мм, а нижняя- на 2 мм кзади от линии Е.

Носогубный угол образуется при пересечении в подносовой точке двух линий, одна из которых перпендикулярна основанию носа, а другая наружному краю верхней губы. При нормальном профиле носогубный угол равен 90-95 градусов у мужчин и 100-105 у женщин.

4. Анализ нижней трети лица

· Анализ положения губ и зубов

Данный анализ необходим для оценки правильного соотношения между зубными рядами и губами при разговоре и улыбке.

Для анализа естественных движений губ необходимо пообщаться с пациентом на начальном, доклиническом этапе в неофициальной и расслабленной обстановке, наблюдая за движениями губ во время дружеского, непринужденного разговора. Оценку губ необходимо проводить до введения местных анестетиков.

Визуализация зубных рядов в состоянии покоя при сомкнутых в центральной окклюзии зубах, губы слегка соприкасаются между собой и режущая треть верхних резцов покрыта нижней губой. Если мышцы, удерживающие нижнюю челюсть, находятся в состоянии физиологического покоя, то зубные ряды не смыкаются, губы слегка разобщены, а режущая треть верхних резцов обнажена. Высота видимого участка составляет 1-5 мм в зависимости от высоты губ, пола и возраста пациента. С возрастом, видимая часть верхних резцов уменьшается за счет стираемости режущего края, так и вследствие снижения тонуса мышц, окружающих полость рта, что приводит к прогрессирующему обнажению резцов нижней челюсти, поэтому эти зубы играют решающую роль для эстетики у пожилых пациентов. Определение видимой в покое части резцов верхней челюсти является одним из ключевых аспектов, определения необходимости коррекции длины зубов.

· Режущий край

Определение высоты режущего края по вертикали (контур режущего края) и в переднезаднем направлении (профиль режущего края) имеет большое значение для эстетического анализа.

Соотношение контура режущих краев верхних зубов с контуром нижней губы.

Как правило, линия режущих краев выпуклая и параллельна естественному вогнутому верхнему краю нижней губы. Соотношение между двумя кривыми, поведенными по режущим краям передних зубов и контуру нижней губы, может отличаться у разных людей:

Если между режущим краем и нижней губой имеется зазор, то такое соотношение называется неконтактирующим.

Если отмечается касание режущих краев и нижней губы, то такое соотношение называется контактирующим

Если нижняя губа перекрывает режущую треть верхних резцов, то такое соотношение называется перекрывающим

Ровная режущая поверхность с зубами одинаковой длины и исчезновением межрезцовых уголков придает улыбке горизонтальную симметрию, что неминуемо создает ощущение «возрастной» улыбки.

Профилем режущего края называют контур режущего края в саггитальной плоскости.

· Линия улыбки

При анализе линии улыбки в первую очередь необходимо оценить степень визуализации передних зубов при улыбке. Выделяют 3 типа линий улыбки:

Низкая: при движениях верхней губы обнажается не более 75 % поверхности передних зубов

Средняя: 75-100% поверхности передних зубов и межзубных сосочков

Высокая: обнажаются не только передние зубы, но и участок десны различной ширины

Красивой считают улыбку, при которой полностью обнажаются зубы верхней челюсти и полоска десны шириной около 1 мм, обнажение десны на 2-3 мм считается приемлемым.

· Ширина улыбки

· Щечный коридор

Щечным коридором называют видимое при улыбке пространство с двух сторон между щечными поверхностями верхних зубов и углами рта. Этот промежуток всегда присутствует в гармоничной улыбке и придает ей естественность.

· Межрезцовая и срединная линия

Ориентиром определения срединной линии зубного ряда обычно служит межрезцовая линия, но лучше все таки использовать десневой сосочек между центральными резцами верхней челюсти.

Часто отмечается расхождение между срединной линией лица и зубных рядов, отклонение в пределах 4 мм, обычно остается незаметным для пациента.

5. Фонетический анализ зубов

Фонетические пробы представляют собой надежное средство для оценки эстетических и функциональных показателей, а также помогают определить правильное положение, высоту коронок зубов и межальвеолярное расстояние.

Произнесение звука «М»:

Позволяет оценить длину резцов

Произнесение звука «И»:

Оценить длину резцов

Произнесение звуков «Ф» и «В»:

Оценить длину резцов

Оценить профиль режущих краев

Произнесение звука «С»:

Оценить положение зубов

Оценить высоту центральной окклюзии

Анализ зубов

· Межрезцовые линии верхней и нижней челюсти

· Форма зубов:

Треугольная

Прямоугольная

Овальная

· Цвет зубов

· Микро- и макрорельеф зубов

· Пропорции зубов

· Положение зубов и форма зубной дуги:

Квардратная

Овальная

Треугольная

6. Анализ десневого края

Состояние здоровья мягких тканей определяет их внешний вид. Развитие патологии приводит к изменению цвета, формы и консистенции десны, что значительно ухудшает эстетику зубодесневого комплекса. Поэтому очень важно уделять особое внимание десневому краю.

В идеале край десны должен гармонировать с линией режущего края и другими горизонтальными ориентировочными линиями. Кроме того, десневой край должен иметь соответствующую фестончатость, правильно расположенные точки зенита и здоровые межзубные сосочки.

Анатомические характеристики

В десне различают свободный десневой край, окружающий зуб на уровне шейки, кератинизированную прикрепленную десну, простирающуюся до слизисто-десневого соединения (СДС), альвеолярную слизистую, расположенную апикальнее СДС и покрывающую альвеолярный отросток.

Свободная десна расположена апикально от края десны до цементно-эмалевого соединения (ЦЭС), следуя периметру шейки зуба. Высота десневого края по сути, соответствует глубине зубодесневой борозды (в норме 1-2 мм). Ширина свободного десневого края неравномерна, она меньше где десна контактирует с поверхностью зуба, и больше в межзубных областях.

Простирается от апикальной границы свободной краевой десны до СДС. В норме КПД имеет розовый цвет, что отличает ее от ярко-красной альвеолярной слизистой. Наружный слой КПД представлен ороговевающим эпителием, способным противостоять механической нагрузке при жевании и чистке зубов. Высота прикрепленной части неодинакова и зависит от положения зубов и локализации точек вплетения мышечных волокон.

Хорошее кровоснабжение и наличие неороговевающего эпителия придают альвеолярной слизистой ярко-красный цвет и гладкую поверхность.

Отличительные анатомические характеристики

Здоровая десна обычно имеет розовый цвет, который отличается значительным разнообразием оттенков у разных людей. После проведения эндодонтического лечения цвет окружающей причинный зуб десны может меняться из-за потемнения корня.

Зернистость

У многих людей поверхность десны имеет вид апельсиновой корки, что объясняется врастанием надгребневых соединительнотканных волокон в эпителий.

Форма десны определяется постепенным уменьшением ее толщины от прикрепленной к свободной краевой десне.

Архитектура

В вестибулярных участках десна располагается апикальнее, чем в межзубных областях. Фестончатость более выражена в области передних зубов и становится практически незаметной вокруг моляров.

Биотип пародонта

Толстый биотип

Характерны невыраженная фестончатость десневого края и нормальная или сниженная визуализация клинических коронок зубов, в основном квадратной формы.

Тонкий биотип

Характеризуется большим обнажением клинических коронок зубов и выраженностью фестончатостью десны.

При анализе параметров десневого края необходимо учитывать несколько эстетических параметров, главным из которых является степень визуализации десны при улыбке.

Параллельность

В идеале контур десны, следующий клиническим шейкам центральных резцов и клыков, должен быть параллелен режущему краю и контуру нижней губы. Десневой край также должен быть достаточно параллелен окклюзионной плоскости и горизонтален ориентировочным линиям, в частности комиссуральной и межзрачковой.

Симметрия

Контур десны в области верхних центральных резцов и клыков должен быть симметричен и располагаться на более апикальном уровне по сравнению с десной в области боковых резцов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация разновидностей аномалии положения и прорезывания зубов: диастемы и тремы. Вестибулярное (экзопозиция) и оральное (эндопозиция) положение зубов. Основные подходы в лечении дистопии клыка. Методы лечения небного положения верхних резцов.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Зубные ряды челюстей. Режущие края фронтальных зубов и жевательные поверхности премоляров и моляров. Нумерация зубов. Сагиттальная окклюзионная кривая. Закономерность изменения величины и высоты коронок зубов на нижней челюсти. Смыкание зубных рядов.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Обзор разновидностей аномалий формы зубов (шиповидные, Гетчинсона-Фурнье) и величины зубов (макро- и микродентия), особенности их лечения. Понятие об индивидуальной макродентии. Аномалии структуры твердых тканей зубов. Методика проведения стриппинга.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Аномалии формы зубов. Смещение зубов кнаружи от зубного ряда. Поворот зуба вокруг продольной оси. Недостаток места в зубном ряду. Врожденное отсутствие зубов и их зачатков. Отклонения от нормального взаимоотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей.

    реферат , добавлен 20.12.2012

    Классификация и клинические разновидности аномалий зубных рядов в трансверзальном направлении. Сужение и расширение зубных рядов в различные возрастные периоды. Особенности диагностики и лечения данных патологий, применяемые принципы и методики.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Рассмотрение разновидностей аномалий числа зубов: адентия, сверхкомплектные зубы. Гиподонтия функциональных групп зубов. Степень выраженности нарушений при врожденном отсутствии зубов. Клиническая картина и показания к сохранению сверхкомплектных зубов.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Клинические симптомы у пациентов с дефектами зубных рядов. Понятие о функционирующей и нефункционирующей группах зубов, перегрузке пародонта и деформации окклюзионной поверхности зубов. Классификация мостовидных протезов, принципы их конструирования.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Функциональные и эстетические нарушения при аномалиях положения отдельных зубов и зубных дуг, их разновидности и формы, основные причины возникновения. Негативное воздействие данных аномалий зубного ряда на различные функции организма и внешний вид.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Патологическая подвижность зубов в начальной стадии заболевания. Вторичные деформации зубных рядов. Современные принципы терапевтических, хирургических и ортопедических методов лечения пародонтитов. Применение постоянных шинирующих аппаратов и протезов.

    презентация , добавлен 07.02.2017

    Информационное согласие и общие права человека, степень самостоятельного участия пациента в принятии решения. Недостатки командного патерналистического отношения к пациенту. Проблемы толкования права пациента на неприкосновенность целостности личности.

Эстетика протезирования является одной из крупнейших проблем орто­педической стоматологии. Она включает в себя:

1. Исследование типов лица, формы, размеров и цвета зубов, зубных рядов и их взаимоотношений с окружающими тканями, обеспечивающих эстетический оптимум (эстетика лица). Установление определенной зависи­мости между формой зубов и типом лица. Выделяют три типа лица: прямоу­гольное, коническое и овальное (рис. 1).

Четвертый принцип свидетельствует, что протезирование является лечеб­ным и профилактическим мероприятием, базирующемся на прочном фунда­менте знании строения и функции нормальных органов, патологии органов и систем челюстно-лицевой области. Этот принцип называется нозологическим, поскольку предусматривает изучение этиологии, патогенеза, частоты пораже­ния, клинической картины заболевания, ортопедического лечения, ближайших и отдаленных результатов его при определенных нозологических формах пора­жения зубочелюстной системы.

Пятый принцип гласит, что любой протез или ортопедический аппарат рассматривается как лечебное средство, обладающее, кроме тера­певтического, нежелательным (побочным) действием. Знание и того и дру­гого свойства протеза является одним из условий успешности орто­педического лечения.

Шестой принцип получил название принципа стадийности. Он вытекает из предыдущего. Выбор лечебного средства (протез, ортопедический аппа­рат) определяется не только характером заболевания, но и стадией развития патологического процесса. Внедрение этого принципа предлагает подроб­ное изучение клинической картины заболевания и точную диагностику. С учетом стадии развития патологического процесса назначается и средство ортопедической терапии.

Седьмой принцип - принцип ступенчатости. Использование различных средств диагностики и лечения, сначала наименее инвазивных и кончая ра­дикальными инвазивными. Этот принцип вытекает из предыдущего.

Восьмой принцип - принцип законченности лечения. Он предписывает наблюдать больного до тех пор, пока не будут решены задачи, предусмот­ренные планом лечения. Выделяют следующие фазы:

1. Операционная фаза.

2. Послеоперационная фаза (наблюдение за больным).

Пример: после наложения съемного протеза больной должен находиться под наблюдением врача, пока последний не убедится, что больной привык к протезу, принимает обычную пищу, восстановлены речь и внешний вид, а ткани протезного ложа (слизистая оболочка, опорные зубы и др.), височно-нижнечелюстной сустав и жевательные мышцы здоровы.

Девятый принцип - принцип комплексной терапии различных заболева­ний. Имеется ряд заболеваний, которые не могут быть вылечены отдельно ни терапевтом, ни ортопедом, ни хирургом. Только совместные и строго планируемые консервативные, ортопедические и хирургические мероприя­тия могут сделать лечение эффективным.

9235 0

В настоящее время все большее количество людей предъявляют повышенные критерии к качеству изготовленных протезов. Они хотят не только восстановить жевательную функцию, но предъявляют требования к эстетике. В широком смысле, эстетика является феноменом интеллекта. Очень часто при протезировании пациентов, у которых имеются зубы, мы не всегда можем добиться высокого эстетического эффекта: или из-за отсутствия платежеспособности, или из-за того, что наши конструкции не всегда могут хорошо вписаться и подстроиться под конкретные условия в полости рта. Решается это или длительным ортодонтическим лечением, или даже хирургическими вмешательствами, что требует большого срока лечения и значительных затрат. При полном отсутствии зубов мы имеем хорошую возможность добиться быстрого и эстетичного протезирования. Однако очень часто врачи, изготавливая полные съемные протезы, не думают об эстетике, стараясь возместить лишь утрату зубов.

Эстетический эффект области рта определяется соотношением между постоянными, статическими (зубы, десны) и динамическими факторами (губы и непосредственно примыкающие мышцы), а также многочисленными изменениями этого соотношения в процессе функционирования.

Эстетическую оценку протезирования полным съемным протезом , конечно же, при отсутствии ошибки в определении высоты нижнего отдела лица, возможно проводить, в основном начиная со стомато-лицевой композиции. С расстояния, на котором возможно наблюдение стомато-лицевой композиции, проявляется возрастающая важность параллельности между зрачковой и окклюзионной (соединяющей вершины клыков) линиями. Однако при протезировании пациентов при полном отсутствии зубов зрачки могут быть на разном уровне, и поэтому приходится проводить воображаемую линию, параллельную окклюзионной.

Различают лицевую и стоматологическую средние линии, так как их совпадение не является 100 % закономерностью.

Статистические исследования, где использовали уздечку губы как ориентир, показали, что верхнечелюстная средняя линия совпадает со средней лицевой линией в 70 % случаев, и что эстетике не повредит незначительное отклонение от центральной средней линии. Это определенно означает, что средняя линия нижней челюсти не должна расцениваться как ориентир для расположения верхнечелюстной средней линии при постановке зубов фронтальной области.

Если при постановке зубов на базисе полного съемного протеза учтены все эстетические принципы, то на этапе примерки может быть воспроизведена совершенная улыбка, которая характеризуется следующим образом: передние зубы верхней челюсти обнажены на 2/3 длины, концы клыков едва дотрагиваются до нижней губы, изгиб режущих краев верхних зубов параллелен внутреннему изгибу нижней губы, видны 6 фронтальных верхних зубов и премоляры.

Видимость резцов верхней челюсти является важным параметром эстетической оценки, потому что это уменьшает восприятие раннего старения людей. В некоторых клинических ситуациях, в которых утрата снижен тургора кожей лица зашла далеко и техника тренировки мускулатуры становится нереальной, при постановке зубов во фронтальном отделе, их положение специально может быть удлинено на верхней челюсти и укорочено на нижней для достижения эффекта омоложения. Однако этот подход возможен только в том случае, когда он не вступает в конфликт с функциональными параметрами (длиной резцового пути, углом переднего ската ямки ВНЧС, значительной атрофией фронтальных отделов челюстей и др.). В 60 лет поддержание здорового расположения зубов не обеспечивает эстетичный внешний вид стоматологической лицевой композиции, если тонус мускулатуры лица не поддерживался годами.

У лиц пожилого возраста (70 лет) при отсутствии патологий полости рта провисание кожи лица может так выражено, что на восстановление эстетичного внешнего вида доступные приемы протезирования и мышечной тренировки значительного влияния не оказывают.

Таким образом, фронтальная группа зубов, в большей степени верхней челюсти, кроме своих непосредственных функций (направление движения нижней челюсти и др.), играет ведущую роль в достижении эстетической гармонии в области рта.

В 1914 г. Уильямсом (Williams) разнообразие форм контуров зубов было классифицировано как квадратная, яйцеобразная, коническая и смешанная. Уильямс также установил соотношение, которое, предположительно, существует между контуром лица и контуром верхнечелюстного резца. В дальнейшем получила развитие теория о гармоничном взаимоотношении между формой лица, формой стоматологической дуги и формой зубов, или триада Нельсона (Nelson), которая поддерживается многими ортопедами. Это утверждение было принято большинством стоматологов, хотя до сих пор подвергается критике различными исследователями. Соотношение параметров верхних центральных резцов является своего рода краеугольным камнем в дизайне улыбки. Длина и ширина фронтальных зубов очень сильно влияют на восприятие всей лицевой композиции. Цветовая гамма искусственных зубов полного съемного протеза также является одним из определяющих критериев эстетичности. Цвет зубов следует подбирать с учетом возраста и даже цвета кожи человека. Более светлый цвет зубов визуально уменьшает возраст.

Однако, несмотря на то, что фирмами-производителями предлагается достаточное многообразие цветовых оттенков гарнитуров зубов, небольшие отличия в оттенках внутри одного гарнитура или воспроизведение на некоторых зубах меловидного пятна или трещины вообще представляется большой редкостью.

В связи с таким положением некоторыми практиками была предложена и достаточно успешно апробирована технология, названная «макияж гарнитурных зубов». Если проблему тонального отличия клыков можно решить, взяв аналогичные от другого, более желтого по тону гарнитуры, то дополнительно индивидуализировать остальные зубы для их более гармоничной интеграции в полость рта в случае полной адентии только одной из челюстей или по ряду других эстетических показаний возможно только с помощью дополнительной технологии. Выпускающиеся многими фирмами красители для керамических и композитных материалов позволяют с успехом применять их для индивидуализации стандартных гарнитуров зубов и повышения эстетического эффекта протезирования полными съемными протезам.

Десна, образующая статическую рамку для зубов, при нормальных физиологических условиях имеет бледный оттенок и простирается примерно до цементно-эмалевого соединения.

Воспроизведение эстетики десны в съемных конструкциях имеет свои тенденции и подразделяется на воспроизведение цвета и формы (наружных контуров). В настоящее время имеется достаточное количество исследований, касающихся внутри- и межрасовых различий цветовой гаммы десневых тканей. Многими фирмами производителями предлагается до 20 различных оттенков базисных пластмасс, имитирующих, кроме этого, за счет специального наполнителя подслизистую капиллярную сеть. При желании можно имитировать несколько оттенков. Что же касается наиболее эстетичного и естественного воспроизведения поверхности искусственной десны на базисе, то для достижения этой цели существует довольно много приемов. Осуществление имитации общего наружного рельефа десны достигается гравировкой по воску.

Для воспроизведения десневого валика над шейкой зуба рекомендуется слегка поддеть с оральной стороны моделировочным шпателем и аккуратно, не разрушая воск, поочередно извлечь зубы фронтальной группы. Затем модель с восковым базисом необходимо поддержать вертикально над пламенем горелки, чтобы края восковых лунок искусственных зубов и межзубные сосочки слегка подплавились и сжались. Теперь остается только аккуратно вставить каждый зуб в соответствующую альвеолу. При этом мягкий воск в области шейки и межзубных промежутков слегка деформируется, образуя маргинальный десневой валик и межзубный сосочек натурального вида. Эта процедура требует от зубного техника достаточной осторожности, чтобы не передержать модель над горелкой и не допустить расплавления воска. Натуральный эффект общей десневой поверхности на базисе достигается после осуществления постановки зубов и гладкого оформления поверхности воска, при очень кратковременном внесении модели в пламя горелки и быстром последующим промакивании наружной поверхности воскового базиса пористой губкой. Те же самые манипуляции можно проводить и с использованием щетки. При этом на его поверхности очень натурально воспроизводится эффект «апельсиновой кожуры».

После полимеризации и полирования поверхность такого протеза выглядит практически натурально по сравнению с изготовленной традиционным способом. Аспекты воспроизведения маргинальной десны и общей десневой поверхности при стоматологических вмешательствах играют важную роль в эстетичности достигаемых результатов и, несомненно, ставят специалиста-практика, придерживающегося этих принципов, на более высокую профессиональную ступень.

Кроме перечисленных манипуляций, можно применить так называемую «косметическую постановку» передних зубов. Верхние центральные резцы ставятся под углом друг к другу «домиком». Один угол режущего края покрывает угол другого резца. Для того чтобы зубы не сильно выступали, у одного спиливают угол с вестибулярной поверхности, а у другого — с язычной. Вторые резцы и клыки с мезиальной поверхности несколько развертываются в губном направлении.

Нижние фронтальные зубы устанавливают под углом друг к другу. Края протеза должны быть объемными 2—3 мм. На нёбной поверхности должны быть воспроизведены «Ruge palatinum» усредненные или индивидуальные.

А.П. Воронов, И.А. Воронов, Д.А. Воронов
ГОУ ВПО «МГМСУ»

В связи с возросшим культурным уровнем современных людей полноценное восстановление внешнего вида лица, нарушенного потерей зубов, считается необходимым для всех больных, вне зависимости от их общественного положения, профессии, возраста, что стало возможным в связи с налаживанием широкого производства и выпуска искусственных зубов различных фасонов, размеров и расцветок, а также материалов - пластмасс, фарфора и др. Однако врачам-ортопедам необходимы также определенные знания из области эстетики.

Эстетика (греч. aisthesis ) - это философское учение о искусстве и художественном творчестве. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения действительности, касается любой творческой деятельности людей. Складывалось это учение прежде всего в недрах искусства и разрабатывалось многие века художниками, скульпторами, музыкантами и философами. Однако подлинно научной теорией эстетика вооружилась лишь с появлением философской теории марксизма. Впервые создав подлинную науку о природе и обществе, марксизм определил место и искусства (как объекта эстетики) среди других общественных явлений, а также его происхождение, природу и сущность.

В каждой науке существуют свои научные понятия, категории, методы. Для эстетики такими категориями являются понятия прекрасного, красивого, причем существует строгое различие между красотой и украшением.



Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

Художественно-эстетический метод, который применяют в эстетике, охватывает многие дисциплины и средства, такие, как физика (оптика, цвет), психология восприятия (иллюзии, эмоции), средство художественной выразительности, перспектива и пр. Включает этот метод и биометрию, дающую хотя и средние, но достаточно объективные цифровые данные.

Перечисленные и многие другие средства врач-ортопед применяет в процессе конструирования протезов, стараясь сделать их наиболее приближенными к естественным зубам. Кроме того, врач руководствуется в своей работе основным принципом эстетики - законом гармонии. Закон гармонии в приложении к нашей специальности может быть сформулирован следующим образом: Единство формы и функции, целостность построения зубочелюстной системы, соразмерность и пропорциональность отдельных ее элементов.

Эстетические факторы ортопедического лечения многогранны, но прежде всего они включают в себя понятия гармонии формы и гармонии функции.

Гармония формы означает соразмерность, пропорциональность отдельных элементов лица и зубочелюстной системы в покое. Например, наиболее привлекательными будут такие форма и размер зубов, которые соответствуют форме и величине лица человека, его головы, т. е. которые будут находиться в соответствии с общей конфигурацией лица и его элементов.

Гармония функции означает правильные гармоничные движения нижней челюсти, сокращения жевательных и мимических мышц, правильное соотношение отдельных элементов лица и органов зубочелюстной системы во время речи, жевания, глотания. Если имеют место какие-либо приспособительные движения нижней челюсти во время жевания, производящие отрицательное впечатление,- считается, что нарушена эстетика функции жевания.

Неправильное произношение звуков речи, зависящее от протезов, следует диагностировать как нарушение эстетики речи. Применительно к постановке искусственных зубов эстетически полноценной функциональной постановкой будет такая, при которой зубы выглядят естественно как в покое, так и при улыбке, смехе, разговоре, еде.

Ортопедическое лечение в эстетическом плане направлено, с одной стороны, на воспроизведение идеального образа лица человека, его зубочелюстной системы, а с другой - на отображение отклонений от идеального, т. е. восстановление индивидуального.

В эпоху расцвета греческого искусства великий скульптор Поликлет (V век до н. э.) создал фигуру человека, получившую название «канона», которая долгое время служила руководством при определении пропорциональности частей тела человека (Поликлетом было установлено, например, что длина головы составляет 1/8 длины тела, а длина лица 1/10 длины тела). Для стоматолога-ортопеда таким каноном является ортогнатический прикус и все его признаки - зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало. Необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т. е. воспроизвести индивидуальное. И в этой части своей работы врач-ортопед очень близок к художнику, потому что, совершенствуясь в искусстве, живописец или скульптор проходит те же два этапа творческого роста: от принятого канона к воплощению индивидуального образа.

Восстановлению индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица.

Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются выбор и постановка фронтальных зубов. Многие исследователи пытались найти какие-либо закономерности в построении отдельных элементов зубочелюстной системы и выработать эстетические критерии для постановки искусственных зубов.

Частое соответствие между формой лица и центральными резцами впервые установили Hall, Berry , а затем Williams. В результате многочисленных измерений на черепах людей различных рас Wiliiams определил общие для всех рас три типа лица: треугольный, квадратный и яйцевидный (округлый), которым соответствуют по форме верхние резцы (рис. 35, а, б, в); установленные Williams закономерности до настоящего времени используются при производстве искусственных зубов.

Харьковским заводом зубоврачебных материалов выпускаются гарнитуры фронтальных и жевательных зубов и альбомы к ним. В альбоме представлены фронтальные зубы 14 размеров и 13 фасонов. К альбому прилагается схема для подбора фронтальных зубов по форме лица и размерам зубных дуг.

Следующий эстетический критерий для постановки искусственных зубов вошел в литературу под названием триада Нельсона. Согласно этому автору, зубы и зубные дуги обычно соответствуют форме лица (рис. 36, а, б).

Modrach различает три типа конституционально предопределенных форм альвеолярного отростка, в пределах которых зубы, хотя и не всегда, полностью повторяют по расположению форму зубной дуги.

Некоторые авторы считают форму и величину головы надежным ориентиром для определения формы и величины зубной дуги. Длинная узкая голова обычно сочетается с длинным, узким небом, узкими конусовидными альвеолярными дугами и конусовидным расположением передних зубов. Круглой голове соответствуют квадратные зубные дуги, широкие фронтальные зубы, плоскостное, на одном уровне (по горизонтали), расположение зубов. Округлая форма головы сочетается с округлой формой зубных дуг и зубов.

Согласно законам гармонии, выпуклому профилю лица соответствуют выпуклые зубы; прямому профилю - плоские зубы; плоскому лбу и впалым щекам соответствуют плоские зубы; выпуклому лбу и круглым щекам - зубы выпуклые с резко выраженным экватором (рис.37). Как известно из ортодонтии, форма профиля лица обычно соответствует видам прикуса (рис. 38): выпуклый профиль наблюдается при прогнатии (2-й класс, по Энглю); вогнутый - при прогении (3-й класс, по Энглю).

Форма зубов должна также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций - прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при выборе не только формы зубов, но и их размера, цвета. Искусственные зубы подбирают главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, их выбор должен быть увязан с полом, возрастом больного, типом нервной системы и конституцией.

Зубы мужчин обычно отличаются большей величиной, более четко выраженными формами фронтальных зубов, подчеркивающими силу и мужество. Зубы женщин имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.

Зубы пожилых людей как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки. Режущие края фронтальных зубов и особенно клыков уплощенные вследствие стираемости.

Резюмируя вышеизложенное, мы попытались сформулировать общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов.

  • 1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования.
  • 2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами.
  • 3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы.

Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы при выборе и постановке искусственных зубов. Тем не менее заслуживают внимания указания многих авторов, что в основу эстетики постановки зубов следует положить принцип умеренной асимметрии, но не абсолютной симметрии.

Функциональная асимметрия, наблюдаемая в природе вообще и в построении тела человека, его лица и зубо-челюстной системы в частности, демонстрируется в работах М. М. Герасимова, А. П. Кибкало, Tanzer и др. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до их потери, а именно трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., является средством для того, чтобы избежать впечатления об «искусственности» в восприятии протеза.

Одним из способов, при помощи которого можно придать искусственным зубам более естественный вид, является неровная постановка зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление производит, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы. Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями в небном направлении, дистальными - в губном. Этот вид постановки особенно показан, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ и дистальных в сторону неба полезен, когда альвеолярный отросток имеет треугольную форму.

Диастемы и тремы в искусственной зубной дуге показаны для широколицых людей. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и быть поставлены встык с нижними зубами.

Чтобы придать искусственым зубам естественный вид, можно применять двуцветные зубы, которые имеют режущие края более светлого оттенка, чем в пришеечной части. Возможно также наложение пломб или вкладок в пришеечной, промаксимальных областях, на режущем крае фронтальных зубов или видимых поверхностях премоляров. Вкладки могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из золота или серебряно-палладиевых сплавов.

Reiter, применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах «рамки губ» одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов только в вертикальной плоскости получается весьма различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов Reiter придает учету так называемого лицевого, резцового и пришеечного эффекта постановки зубов. Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно Reiter, определяется формой зубов, цветом и их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.

Пришеечный эффект определяется соотношением между шейками зубов и контурами десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, насколько правильно учтены и соблюдены при постановке резцовые и лицевые признаки зубов данного человека.

Для того чтобы получить положительный резцовый эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лабиометрия - измерение верхней губы и установление ее типа. Однако еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов по отношению к верхней и нижней губам и их вестибулярно-оральное положение оказывается возможным только при помощи специальных функциональных фонетических проб.

Весьма важно, особенно при коротком типе верхней губы, найти не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов.



Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны (при коротком типе верхней губы), Kemeny и другие рекомендуют ставить зубы длиннее, чем они были у пациента. Такая постановка зубов без искусственной десны может быть показана при определенных анатомических условиях, а именно нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.

В других случаях лучшие в эстетическом отношении результаты обеспечиваются постановкой зубов, соответствующих по длине типу лица больного, но при условии особо тщательной моделировки базиса протеза, и созданием естественной формы альвеолярных выступов, рельефа десневого края и др.

Весьма существенным и необходимым моментом в постановке зубов является обеспечение красоты и, главное, естественности вида лица человека и в то время, когда он улыбается или смеется.

В. А. Переверзев, Hulsey предложили объективный метод оценки улыбки, которую они проводили на фасных фотографиях лица с помощью линейных и угловых измерений. Ими были выделены следующие компоненты улыбки (рис. 39, а, б):

  • 1) степень обнажения зубов и альвеолярного отростка при улыбке;
  • 2) средние резцовые линии верхней и нижней зубных дуг (которые могут совпадать, что считается с точки зрения эстетики положительным, или не совпадать);
  • 3) «щечное пространство» - расстояние между видимым краем последнего зуба и углом рта.

Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах «рамок губ», согласно перечисленным элементам, могут быть достаточно точно установлены врачом при оценке старых фотографий больных и повторены или учтены при протезировании.

В заключение следует отметить, что вершиной искусства постановки зубов следует считать естественность их вида в покое, во время функции жевания, речи, а также когда человек улыбается или смеется, в чем проявляют себя умение врача, его творчество, труд и знание дела.



Вам также будет интересно:

ФабЛаб: доступная наука Фаблаб мисис
Вертикальный обрабатывающий центр фирмы Haas — это не то оборудование, которое можно...
Пирогенал: свойства и применение
МНН: Липополисахарид бактериальный, выделенный из клеток Salmonella Производитель:...
Лекарственный справочник гэотар Нексиум способ применения
Препарат Нексиум - это ингибитор протонной помпы с высокой эффективностью действия в...
Сироп «Конвулекс» – инструкция по применению
Конвулекс – линейка противоэпилептических средств на основе вальпроевой кислоты. Препараты...